Развитие гибкости
Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев.
Значение гибкости заключается в том, что при оптимальном уровне ее развития стрелок имеет возможность быстрее и лучше овладеть рационально й техникой выполнения выстрела и экономнее использовать свои силы.
Увеличение амплитуды в различных суставах (плечевых, локтевых, лучезапястных, позвоночнике) позволяет выбрать и отработать более удобную рабочую позу, повысить экономичность движений.
Принято различать активную гибкость, т.е. гибкость, проявляемую за счет собственных мышечных усилий, и гибкость пассивную, которая проявляется при воздействии внешних сил.
Гибкость зависит главным образом от формы суставных поверхностей, растягиваемости позвоночного столба, связок, сухожилий.
На гибкость влияет тонус мышц, зависящий от состояния центральной нервной системы. Под ее влиянием эластические свойства мышц могут в значительной степени меняться.
Проявления гибкости зависят также от температуры внешней среды: при повышении температуры гибкость увеличивается, при ее уменьшении - понижается. Этот фактор необходимо учитывать, так как стрельба в условиях пониженной температуры приводит к ухудшению гибкости и получению травм.
Гибкость связана с силой мышц, и в этой связи надо помнить, что интенсивные занятия упражнениями, направленными на развитие силы, могут вести к ограничению подвижности в суставах. Этот фактор в стрельбе из лука может иногда играть и положительную роль, так как излишняя гибкость в некоторых суставах (лучезапястный, локтевой, плечевой) может не только снижать эффективность выполнения технических действий, но и привести к возникновению ошибок, а также травмам (особенно у юных стрелков).
Недостаток гибкости у лучников может, в свою очередь, привести к снижению эффективности выполняемых технических действий, излишним энергозатратам, нарушению плавности выполнения движений и координации. В отдельных случаях недостаточный уровень развития гибкости в различных суставах и неправильное распределение нагрузки приводят к возникновению травм и заболеваний (лучезапястные и плечевые суставы, позвоночник).
Упражнения, направленные на развитие гибкости, следует выполнять ежедневно. Рекомендуется включать их в разминку и в комплекс утренней зарядки.
Скоростные способности
Под скоростными способностями принято понимать комплекс функ циональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время. Скоростные способности подразделяются на группы:
- скорость простой и сложной реакции (измеряется латентным време нем реагирования);
- скорость выполнения отдельных двигательных актов (измеряется величинами скорости и ускорения при выполнении отдельных движе ний, не отягощенных внешним сопротивлением);
- частота движений - темп (измеряется количеством движений в еди ницу времени).
Основными предпосылками скоростных способностей являются под вижность нервных процессов, уровень нервно-мышечной координации, особенности мышечной ткани - соотношение различных мышечных во локон, их эластичность, растяжимость, эффективность внутримышеч ной и межмышечной координации. Проявление скоростных способнос тей также определяется уровнем развития силы, гибкости и координаци онных способностей, качеством спортивной техники, возможностями биохимических механизмов, обеспечивающих движения скоростного характера, уровнем развития волевых качеств.
В стрелковом спорте скоростные способности стрелка принято вы ражать в виде формулы:
Vб (быстрота) = Vв (восприятия) + Vд (движения).
Согласно данной формуле скоростные способности стрелка тем выше, чем меньше по времени каждая из слагаемых величин. Скорость восприятия в основном определяется свойствами анализаторов (зритель ный, кинестетический, слуховой и др.), динамикой центральных нервных процессов и особенностями нервно-мышечных отношений.
Большое влияние на скорость восприятия оказывает направленность внимания на ожидаемую деятельность. В том случае, если внимание на правлено не на сигнал к действию (сигнал к началу стрельбы), а на подъем руки и натяжение лука, то время реакции сокращается.
Восприятие неразрывно связано с ощущениями и зависит от определенных отношений между ними. Ощущения, в свою очередь, во многом определяют уровень чувствительности стрелка к тем или иным раздра жителям. Это особенно важно во время выполнения заключительной (во многом определяющей эффективность всех действий) части выст рела, так как выпуск тетивы (стрелы) должен совпасть с моментом наименьшего колебания лука - «плато». Эти «плато» по своей времен ной величине весьма незначительны, поэтому значение чувствитель ности и скорости восприятия весьма велико и требует специальной тре нировки.
Значительно сократить скорость восприятия достаточно сложно, но при целенаправленной и многолетней тренировке можно добиться ее некоторого увеличения.
При рассмотрении второго слагаемого - скорости движения (Уд) - необходимо отметить, что она в основном определяется подвижнос тью нервных процессов, особенностями мышечной ткани (соотношением различных мышечных волокон, их растяжимостью, эластичнос тью, эффективностью внутримышечной и межмышечной координации), уровнем развития скоростно-силовых способностей, гибкости, координационных способностей, совершенством спортивной техники, особенностями биохимических процессов и интенсивностью во левого усилия.
Для развития различных компонентов, определяющих скорость дви жения, могут использоваться различные средства и методы.
Так, например, для тренировки подвижности нервных процессов, которая в основном зависит от скорости смены процессов возбуждения и торможения, может использоваться многократное повторение опреде ленных движений на специфические раздражители (команда к началу стрельбы, звуковые и световые сигналы и т.д.).
Для развития и совершенствования скоростно-силовых возможностей, а также сократительных способностей мышечного аппарата, обес печивающего необходимую амплитуду движений, особенно в конечных точках, обуславливающую совершенную спортивную технику, могут быть использованы упражнения, связанные с имитацией отдельных элементов выстрела (принятие изготовки, натяжение лука и т.д.) со стрелой или без стрелы, или непосредственно стрельба на различных дистанци ях с определенными заданиями (например, выполнить по команде выст рел или серию выстрелов с максимально возможной для стрелка скоро стью при сохранении качественной техники выстрела).
При проведении подобных тренировок необходимо учитывать, что скорость выполняемых действий надо увеличивать при постепенно на растающей интенсивности движений и волевого усилия, а также следить за тем, чтобы не нарушилась техника выполнения как отдельных элементов, так и выстрела в целом.
Необходимо также помнить, что эффективность тренировки значи тельно повысится, если будет сформирована правильная психическая мотивация и будет создан соревновательный микроэлемент в каждом тренировочном занятии.
Одним из основных требований скоростной подготовки стрелков из лука является хорошее освоение технических заданий. Это важно пото му, что только при этом условии стрелки будут в состоянии сконцентри ровать внимание и волевые усилия не столько на правильности выпол нения движений, сколько на их скорости.
При развитии скоростных качеств интервалы между выполняемыми действиями следует планировать таким образом, чтобы к началу вы полнения очередного задания возбудимость центральной нервной сис темы была повышена, а физико-химические сдвиги в организме уже в значительной степени нейтрализованы, т.е. стрелок должен успевать восстановиться после выполнения задания.
В заключение надо отметить, что основным методом развития скоро стных качеств стрелка из лука является многократное повторение ско ростных действий с максимальной или околомаксимальной интенсивностью на сигналы-раздражители с постепенным сокращением времени на ответные действия без нарушения техники выполнения.
Развитие ловкости
Ловкость - это способность быстро овладевать координационносложными действиями, а также быстро корректировать двигательную деятельность в соответствии с изменением обстановки.
Ловкость характеризуется координационной сложностью двигатель ных действий и точностью движений, временем их выполнения.
В структуре координационных способностей следует выделять:
- Способность к овладению новыми движениями.
- Умение дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими.
- Способность к импровизации и комбинациям в процессе двига тельной деятельности.
Высокий уровень координационных способностей позволяет быстро овладевать новыми двигательными навыками; рационально использо вать имеющийся запас умений, навыков и двигательные качества - силу, быстроту, гибкость; проявлять необходимую вариативность движений в соответствии с конкретными ситуациями тренировочной и соревнова тельной деятельности.
Координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из арсенала освоенных навыков. Поэтому естественно, что координационные способности зависят от двигатель ной подготовленности лучника, количества и сложности освоенных на выков, а также от эффективности протекания психических процессов, обусловливающих надежность управления движениями и обеспечиваю щих одновременное выполнение спортсменом технических действий, необходимых для выполнения выстрела, обеспечения устойчивости сис темы «стрелок-оружие» и адекватного реагирования на изменение условий спортивной деятельности (освещенность, ветер, дождь и т.п.).
Наряду с этим координационные способности во многом обуслов лены оперативностью спортсмена, необходимой для переработки по ступающей информации, получаемой от зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых анализаторов. Это говорит о том, что совер шенствование технического мастерства осуществляется через совер шенствование свойства анализаторов, дающих богатую информацию о характере и степени точности выполняемых действий в конкретных условиях и улучшении согласованности в их работе.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ловкость - это комплексное качество, не только аккумулирующее физические качества, но и включающее в себя целый ряд психических качеств, таких, как способность управлять своим вниманием (концентрация, распределение, переключение, быстрота получения и переработки информации), опера тивное мышление, управление своими ощущениями, восприятиями, эмо циями, проявление волевых усилий для выполнения сложнокоордини рованных двигательных действий в непростой обстановке.
Развитие общей и специальной ловкости осуществляется путем со вершенствования чувства пространства, времени, способности поддер живать равновесие системы «стрелок-оружие-мишень», а также раци онально чередовать напряжение и расслабление отдельных групп мышц. Основной путь развития ловкости - овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Для развития общей ловкости целесообразно применять упражнения, связанные с мгновенным реаги рованием на постоянно меняющуюся обстановку, в частности различные спортивные игры: теннис, баскетбол, подвижные игры, единобор ства, а также специальные упражнения.
Необходимо отметить, что упражнения для развития ловкости при водят к быстрому утомлению. Выполнение их требует большой четкос ти мышечных ощущений и при наступившем утомлении дает малый эф фект. В связи с этим интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления.
Специальную ловкость следует развивать с помощью упражнений, характерных для деятельности стрелка из лука. При этом следует учи тывать, что лучник одновременно совершает сразу несколько технических действий, требующих согласованности в работе различных мышеч ных групп (удержание лука, сопротивление давлению лука, натяжение лука и ориентация его в плоскости стрельбы, поддержание необходимой позы, расслабление пальцев, обеспечивающих выпуск тетивы), и корректирует различные характеристики своих движений, сообразуясь с изменениями обстановки. В связи с этим большое значение для развития и совершенствования специальной ловкости может иметь моделиро вание усложненных условий деятельности в процессе стрельбы (умень шение времени, отводимого на стрельбу, изменение освещенности, стрельба в неблагоприятных метеорологических условиях и т.д.), зас тавляющих лучника менять темп и ритм стрельбы, учитывать воздей ствие искусственно вводимых помех и искать новые способы преодоле ния возникающих трудностей.
Произвольное управление мышечным тонусом
Выполнение высокоэффективного выстрела из лука возможно толь ко при условии тонкого и точного согласования в работе отдельных мышечных групп, т.е. оптимальном чередовании мышечного напряже ния и расслабления. Стрелок обязан развивать умение управлять мы шечным напряжением.
Развить это умение можно только в процессе постоянных системати ческих тренировок в произвольном расслаблении и напряжении как оп ределенных мышечных групп, так и всех скелетных мышц в целом.
На тренировочных занятиях лучник должен постоянно «считывать» информацию, поступающую от мышц. И следить за тем, чтобы не допу стить излишней тонической напряженности мышц, которая нарушает координацию, что мешает быстро осваивать и совершенствовать тех нику выстрела.
Для развития способности произвольно изменять уровень мышечно го напряжения лучник может использовать различные варианты ауто генной тренировки, прогрессивной мышечной релаксации, упражнения идеомоторной тренировки. Использование данных методик должно быть соотнесено со спецификой вида спорта, так как специально адаптиро ванные методики помогут эффективно и в более короткий срок полу чить желаемый результат.
Комплексная разминка стрелка из лука
Под разминкой подразумевается выполнение специально подобранных упражнений, которое предшествует выступлению на соревновани ях или основной части занятий (тренировки).
Разминка проводится с целью достижения оптимального уровня воз будимости нервной системы (сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, вегетативных нервных центров) и двигатель ного аппарата, повышения обмена веществ и температуры тела, усиле ния деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучше ния координации движений, т.е. для подготовки организма к предстоя щей работе. Она также является одним из основных средств профилак тики спортивного травматизма.
К разминке предъявляются следующие основные требования:
- Упражнения должны быть простыми, доступными и знакомыми спортсменам.
- Выполнение комплекса упражнений должно привести организм стрелка в состояние оптимальной психофизической готовности.
- Разминка не должна вызывать утомления.
- Продолжительность разминки и интервал отдыха перед основной частью тренировки или соревнования необходимо строго регламенти ровать в соответствии с состоянием спортсмена и окружающими условиями.
Разминку обычно подразделяют на общую и специальную.
Общая разминка может состоять из самых разнообразных упражне ний, цель которых - способствовать повышению температуры тела, воз будимости ЦНС, усилению функций кислородтранспортной системы, обмена веществ в мышцах и других органах и тканях тела.
Специальная разминка должна по своему характеру быть как можно ближе к предстоящей деятельности.
Выполнение специальной разминки настраивает стрелка на выпол нение специфических упражнений и способствует возникновению опти мальных взаимоотношений процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, установлению соответствующих нервных процессов и связей, обеспечивающих проявление динамического стереотипа пред стоящего действия.
Под влиянием повышения тонуса ЦНС и повторных упражнений рефлекторно повышается работоспособность всех систем и органов применительно к специфике действия. Исследования показали, что ре зультаты стрельбы первых серий, как правило, ниже, чем последую щих.
Это может объясняться тем, что выполнение общепринятых упражне ний не обеспечивает создания психофизиологического состояния, кото рое позволило бы с первых зачетных серий добиваться максимального результата.
Это состояние характеризуется такими факторами, как показатели пульса, дыхания, кровяного давления, нервно-мышечной координации, устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень», тремора, скорости реакции, особенностью протекания психических процессов и т.д. Чем меньше будет разрыв между этими показателями функционирования различных систем до разминки и началом стрельбы, тем быстрее лучник приспособится к условиям соревновательной деятельности и, следова тельно, не «потеряет» очков в первых зачетных сериях.
В связи с этим специальная разминка стрелка из лука должна иметь комплексный характер и учитывать физический, технический, такти ческий и психический компоненты спортивной деятельности лучника.
Подбор и выполнение упражнений, обеспечивающих комплексный характер разминки стрелка из лука, может осуществляться с учетом сле дующей схемы:
1. Вначале выполняют различные, специально подобранные физи ческие упражнения в очень медленном темпе с полной концентрацией внимания на работающих мышцах, развивая при этом вначале малое, затем среднее и околомаксимальное напряжение мышц при выполнении каждого движения. Упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы задействовать в основном те мышечные группы, которые участвуют в выполнении выстрела. На выполнение упражнений отво дится 6-7 мин.
2. Затем в течение 1,5-2 мин выполняются упражнения на растяжения.
3. После этого воспроизведение и сохранение в течение 3 мин состо яния «аутогенного погружения».
4. В состоянии «аутогенного погружения», в течение 3,5-4 мин про водится идеомоторное воспроизведение тех технических элементов, которые требовали, по мнению каждого стрелка, наибольшего внимания с последующим идеомоторным представлением всей схемы выстрела из лука в целом и серии в целом.
5. Выполнение в течение 2 мин нескольких имитационных движений непосредственно с луком.
6. В течение 10-15 мин стрельба на близкой дистанции (3- 5 м ) с предварительным идеомоторным воспроизведением каждого выстрела.
Необходимо также всегда помнить, что временной интервал между иде омоторным воспроизведением выстрела и его реальным выполнением дол жен быть минимальным, лучше, если его практически вообще не будет.
В том случае, если стрелок из лука по какой-либо причине в момент образовавшегося интервала отвлекся под воздействием на него любого раздражителя (внешнего или внутреннего характера), то он должен вновь идеомоторно воспроизвести выстрел из лука, а затем реально его выполнить.
Это правило необходимо соблюдать не только во время проведения разминки, а каждый раз при подготовке к выстрелу. Отвлечение внимания или возникновение какой-либо мысли в этот момент, а также в процессе идеомоторного воспроизведения выстрела и реального его выпол нения недопустимо.
Естественно, выполнить это условие достаточно сложно, однако вполне возможно, если уровень притязаний стрелка на победу и вообще на достижение максимально возможных результатов достаточно велик и он действительно этого очень желает. Соблюдение данного правила должно стать обязательным не только в соревновательных условиях, но и во время любых тренировок. Только при таком отношении к своей деятельности спортсмен сможет действительно достичь высокого уров ня подготовленности и рассчитывать на победу.
Очень важно вовремя определить состояние, в котором находится стрелок перед началом стрельбы (соревнование, контрольная стрельба, тренировка). В этом должен участвовать как тренер (психолог, врач и т.д.), так и сам спортсмен.
В том случае, если лучник перевозбужден, необходимо так органи зовать процесс разминки, чтобы излишнее напряжение было снято; если же имеет место угнетенное состояние, пониженный уровень нервно-пси хической активности, то нужно переключить внимание спортсмена на объекты (деятельность), вызывающие положительные эмоции, и провести мероприятия, направленные на мобилизацию сил стрелка для обеспе чения его продуктивной спортивной деятельности.
Необходимо отметить, что выполнение полной схемы комплексной разминки, конечно, возможно только после обучения стрелка из лука основам психической саморегуляции.
Автор: Шилин Юрий Николаевич - кандидат педагогических наук , доцент РГУФК
- << Назад
- Вперёд