После освоения всех элементов техники, лучник должен взглянуть на весь выстрел целиком.
Техническая составляющая стрельбы из лука сводится к четырем понятиям: плавность, эффективность движений, контроль и круговое движение. Перед этим пройдемся по самым основным элементам техники.
Рисунок 27.1 |
В лучнике все прекрасно: захват тетивы вверх, позиция лучной руки, правильно выстроенные плечи. |
1. Первый элемент, о котором не стоит забывать - захват тетивы пальцами «вверх». Указательный палец создает усилие в точке захвата тетивы и отвечает за быстрый и резкий выпуск. Захват тетивы должен происходить сразу перед первым суставом пальца. Ноготь указательного пальца должен быть направлен вверх, к горлу.
Правильный фокус зрения может быть достигнут при достаточном развороте головы в сторону мишени, так, чтобы зрачок находился ближе к центральной позиции. Наибольшая четкость зрения достигается при таком расположении глаза.
2. Второй элемент техники - точка давления на упор рукояти. Если она изменится в процессе растягивания, удержания или выпуска, сила лука не будет направлена в мишень. Смещение силы выбросит лук в сторону, и стрелы будет разносить по горизонтали. Для сохранения точки давления следует отвести большой палец назад, к себе. Лучник взаимодействует с луком только через эти две точки - захват тетивы и упор. Все остальные элементы техники передаются на лук через них.
3. Третий элемент вращается вокруг понятия удержания в позиции загрузки. Часто лучники хотят быстрее произвести выстрел, перейти к фазе расширения, минуя фазу удержания. Однако в позиции загрузки, лучник должен прочувствовать готовность к выстрелу на 80-90%. Необходимо замедлить растягивание, проконтролировать лук, достигнуть позиции загрузки и плавно перейти в прикладке. Лучники, быстро проходящие позицию загрузки, загоняющие руку под челюсть, пытающиеся выстрелить быстро, не сохраняют полного контроля над выстрелом. Это приведет к отсутствию постоянства в результатах.
Фокус взгляда, или понимание, контроль и перемещение точки фокусировки зрения – основа прицеливания. Как описано в главе 23, прицел следует за точкой, на которой сфокусирован взгляд. Это значит, если лучник сконцентрирован на восьмерке слева, то прицел будет плавать в этом районе. Если нет ветра, рука и прицел выставлены правильно, стрела попадет в восьмерку слева. Основная задача прицеливания и фокуса зрения не попасть в десятку, а попасть точно туда, куда целишься.
Рисунок 26.1 |
Лицо лучника остается спокойным, но легко заметить, что взгляд прожигает дырку в точке прицеливания. Было выяснено, что лучники могут почти полностью останавливать непрерывное микродвижение глаз на несколько секунд, концентрируясь на точке прицеливания, так называемый «момент неподвижности». Это умение приходит с многочисленными тренировками. Например, можно сконцентрировать взгляд в углу картинки и только на нем, и удерживать его там настолько долго, насколько это возможно. Обычно время удержания ограничивается несколькими секундами. Отдохните и повторите. Со временем это время дойдет до десяти секунд. Так как момент полной концентрации может длиться несколько секунд, прицеливание начинается только после достижения позиции удержания. |
Время выстрела из лука - младший брат ритма, отвечает за плавность, контроль и красоту выстрела. Именно время выстрела начинает изменяться первым в стрессовой ситуации. Лучшие лучники тратят на удержание от полутора до трех секунд, после четырех секунд резко ухудшается постоянство прицеливания и падает концентрация. Удержание менее одной секунды неоправдано: его сложно повторить. Некоторые лучники удерживают напряжение более пяти секунд, но эти случаи редки и нет смысла на них равняться.
Рисунок 24.1 |
График показывает вероятность хорошего выстрела в зависимости от времени удержания. Не для всех она будет выглядеть именно так, кто‐то делает хороший выстрел за 1 секунду, кто‐то может контролируемо удерживать напряжение 5‐6 секунд, однако, для большинства «окно» от 1,5 до 3 секунд – стандарт. Левая часть графика не говорит о том, что лучник должен выдержать паузу в 1,5 секунды. Если кликер сработает через 1,5 секунды или раньше, с большой вероятностью тело и разум лучника не будут готовы к нему. В средней части графика лучник сосредоточен на расширении и готов к выпуску. На правой части графика внимание лучника начинает рассеиваться. |
Рисунок 25.1 |
Даже после выпуска стрелы лучник продолжает контролировать свое тело. |
Рисунок 23.1 |
Совмещение тетивы с неправильной стороной прицела, как показано на среднем рисунке, создает проблемы с прицеливанием и расширением, так как тетива пересекает линию зрения стрелка. Положение тетивы слишком далеко от прицела, как показано на правом рисунке, говорит о неправильном положении головы лучника. Почти все лучники‐правши должны слегка наклонить лук вправо, чтобы добиться правильного совмещения. |
Лучник‐правша должен расположить тетиву на внутреннем, правом краю прицельного кольца. На рисунке 23.1 показан пример.
Дыхание – это процесс ритмичных вдохов и выдохов определённого объема воздуха, связанный с выполнением этапов выстрела. Дыхание – лучший источник естественного ритма, помогающий лучше и глубже контролировать выполнение технических элементов выстрела.
Лучник должен дышать как певец, используя диафрагму, проще говоря – животом. При таком дыхании через нос, грудная клетка не двигается, к тому же оно естественно успокаивает.
Рисунок 22.1 |
На графике представлен правильный и неправильный методы дыхания. На неправильном графике лучник задерживает дыхание на весь выстрел после поднятия лука. Это способствует возрастанию напряжения в теле. Выдох происходит при выпуске, что ослабляет выстрел. При правильной технике, количество воздуха плавно меняется, оставаясь на уровне слегка выше половины объёма легких. Воздух выдыхается, когда нужно опустить и установить плечи, и задерживается, когда необходим максимальный контроль над телом. Полный выдох происходит только после продолжения. |