Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ритм – основа исполнения легкого, плавного и управляемого выстрела из лука. Ритм растягивания можно разделить на 3 отдельные фазы: загрузка, прикладка и перенос. Когда ритм выучен и «забит» в мышцы, появляется ощущение плавности, набор отдельных действий «шаг за шагом» заменяется плавными переходами из позиции в позицию, они не будут отчетливо заметны окружающим. Ритм позволяет избавиться от сомнений и добиться постоянного времени выстрела.

Ритм выстрела из лука

Результатом правильного ритма будет точный контроль напряжения мышц спины. Основой этого является трехэтапное растягивание. Первые два этапа, загрузка и прикладка, можно считать подготовкой к выстрелу, а не самим выстрелом. Завершая третий этап, перенос, лучник готов к расширению и выстрелу. Важно научиться различать эти три фазы, так как если кликер сработает на фазах загрузки или прикладки, лучник будет знать, что не готов к выстрелу, и не будет его делать. Используя ритм, лучник сохраняет контроль над выстрелом даже в стрессовой ситуации соревнований.


Рисунок 14.1

На левой фотографии лучник в позиции загрузки, удерживает натяжение лука мышцами спины, готов к плавному переходу к прикладке. Тетива находится в той же точке на лице, где она останется при прикладке. Справа тот же лучник несколькими мгновеньями позже в позиции прикладки. Рука и тетива крепко прижаты к челюсти и лицу, что четко связывает лучника с мышцами спины.
Rhytm 001
На рисунке вверху страницы (график) показана скорость и концентрация при выполнении отдельных технических элементов для производства плавного выстрела. Обратите внимание на пик в середине растягивания – наиболее быстрый элемент выстрела. Лучник никогда не прекращает движение, только замедляет его, что хорошо видно при подходе к позиции загрузки. Именно в этой позиции лучник начинает контролировать лук так, как если бы он был готов произвести выстрел немедленно. Скорость загрузки, переноса и расширения почти равны. Как показывает желтый (2) график, концентрация на контроле выстрела лучником должна изменяться обратно пропорционально скорости выполнения выстрела и почти достигать максимума уже на позиции загрузки.

Легче всего выполнять 3 этапа – загрузку, прикладку и перенос – считая про себя. Выполняя растягивание, лучник должен считать про себя: «рааааааз, два, триииииии». При переходе к позиции загрузки необходимо дать себе паузу для того, чтобы сбалансировать все силы и сохранить связь с мышцами спины. Это является причиной растянутого «рааааааз». Помните, в фазе загрузки лучник должен чувствовать, что почти готов выстрелить. Прикладка, «два», хоть и занимает долю секунды, но не должна быть резкой и дерганой. Она должна плавно перетекать из фазы загрузки. Еще один плавный переход в позицию переноса. Следует также взять паузу для того, чтобы убедиться в сохранении связи с мышцами спины. В идеале – все элементы выстрела должны иметь размытые, плавные границы между собой, занимать свою часть ритма, походить на танец.

Рисунок 14.3
Растягивание лука должно походить на рисование картины длинными плавными мазками. Некоторые элементы картины могут потребовать более тонкой линии, тогда стоит замедлить движение кисти. Остановка приведет к появлению кляксы.
Rhytm 005

Без сомнения, ритм используется в любом спорте. Просто повторение серии шагов не делает человека спортсменом, это говорит только о его способности следовать инструкции. Каждое растягивание лука должно не только выглядеть одинаково, но и занимать одно и то же время. Спешка при переходе через загрузку приведет к ощущению слабости при расширении. Если пауза будет слишком длинной, сложно будет возобновить вращательное движение. Ритм служит опорой лучника, когда обратная связь с мышцами тела притупляются или нарушается из‐за соревновательного давления.

Краткое содержание главы:

Ритм определяет элегантность и плавность выстрела. Производство ритмичного выстрела не означает разделение его на равные по скорости исполнения элементы. Скорее наоборот – плавность выстрела определяется способность связать разноскоростные и разнонаправленные элементы выстрела в одном непрерывном движении.

Ключевые элементы ритма:

‐ при переходе через загрузку, прикладку, и перенос, лучник должен считать про себя «раззззззз, два, триииииии», чтобы добиться постоянной продолжительности этих этапов;
‐ выполнение элементов выстрела не должно быть видно как нарезка отдельных этапов, все должно быть одним непрерывным движением;
‐ плавно растягивая лук, спортсмен может добиться точнейшего контроля кликера, переходя к загрузке с тремя миллиметрами стрелы под ним;
‐ существует универсальное правило: чем меньше скорость растягивания лука, тем больше его нужно контролировать;
‐ малейшее изменение ритма может оказать катастрофическое влияние на уверенность и контроль выстрела лучником.

Ритм – это больше концепция, чем этап выстрела, поэтому его гораздо сложнее тренировать. Необходима помощь кого‐то, кто бы смог отслеживать изменения в ритме выстрела. Лучшим способом развить чувство ритма будет просмотр записи выступлений лучших лучников. Записи кубков мира и олимпиад можно легко найти в сети.