Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Современная система тренировки стрелка включает разнообразные виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологи­ческую и интеллектуальную.

Одной из основных является физическая подготовка, направленная на укрепление здоровья, развитие двигатель­ных качеств и функциональных возможностей спортсмена. Этот вид подготовки принято считать залогом успешной специализации и высо­ких спортивных достижений.

Phisycal Training

Уровень физической подготовленности является объективно действу­ ющим фактором, оказывающим влияние на процесс становления и под­держания спортивной формы стрелков.

Большое значение физической подготовке в стрельбе из лука прида­ется еще и потому, что стрелковые упражнения, характеризующиеся однообразным повторением одних и тех же действий, иногда превраща­ются в весьма утомительное занятие, снижающее интерес к процессу тренировки и ускоряющее появление признаков потери работоспособ­ности. При этом автоматизированные процессы и двигательные навыки не обогащаются, а наоборот, возможности их дальнейшего совершен­ствования уменьшаются.

Этот фактор является иногда основной причиной прекращения роста спортивного мастерства при продолжающейся тренировке, а переутом­ление и потеря интереса к занятиям, наступающие из-за монотонной, однообразно выполняемой работы, приводят к снижению спортивных результатов. В связи с этим задачи и содержание физической подготов­ки должны учитывать специфику вида спорта и быть направлены на повышение эффективности спортивной деятельности стрелков из лука. В основе системы физического воспитания лежит принцип всесто­ронней физической подготовки (ВФП).

Основными задачами физической подготовки стрелков из лука явля­ются:

• Укрепление здоровья спортсмена и предотвращение отрицательного влияния на организм стрелка из лука больших специфических нагрузок.

• Повышение функциональных возможностей организма.

• Расширение круга двигательных навыков.

• Развитие основных двигательных качеств и способностей стрел­ка: выносливости, силы, гибкости, быстроты, ловкости.

• Подготовка к большим по объему, высоким по интенсивности и психическому напряжению нагрузкам, а также быстрейшему восстанов­лению после них.

Формирование физических возможностей, необходимых для со­вершенствования техники и тактики стрельбы из лука. Составными частями физической подготовки являются общая и спе­циальная физическая подготовка (ОФП и СФП). Каждая из этих частей имеет свои задачи, средства, методы, свою специфику.

Общая физическая подготовка направлена на всестороннее развитие двигательных качеств, овладение разнообразными двигательными навы­ ками, повышение функциональных возможностей организма. Благодаря использованию средств общей физической подготовки решаются вопро­ сы оздоровления стрелков, восстановления и повышения их работоспо­собности в процессе напряженной соревновательной и тренировочной деятельности, а также профилактики возможных негативных воздействий на организм спортсмена в результате занятий стрельбой из лука.

Средствами ОФП являются самые различные упражнения, занятия дополнительными видами спорта и разнообразной физической деятельно­ стью, направленно воздействующей на развитие основных двигательных качеств лучника и обогащающей арсенал его двигательных навыков.

Хотя общая физическая подготовка имеет существенные отличия от СФП и решает свои специфические задачи, она в определенной степени должна обязательно учитывать специфику избранного вида спорта.

В силу взаимодействия и взаимообусловленности двигательных ка­честв и навыков общая физическая подготовка является основой для успешной специальной подготовки.

Специальная физическая подготовка (СФП) непосредственно направ­ лена на развитие двигательных качеств, формирование физических воз­действий и совершенствование двигательных навыков, специфичных для избранного вида спорта.

Средствами специальной физической подготовки являются основные и специально-подготовительные упражнения.

К основным относятся непосредственно сама стрельба. Специально-подготовительные упражнения направлены на развитие специальных качеств (физических, психических и т.д.) применительно к стрельбе из пука и представляют собой в основном различные сочетания имитации как отдельных элементов, так и выстрела в целом, выполняемые с резино вым жгутом, луком и с помощью тренажерных устройств в различных специально моделируемых соревновательных условиях.

Оздоровительная направленность физической подготовки

Стрельба из лука характеризуется рядом особенностей, предъявляю­щих повышенные требования к организму лучника в связи со специфи­кой его спортивной деятельности.

Поза стрелка существенно отличается от обычной позы стоящего человека. Для стрелка из лука необходимо создать такое рабочее поло жение, при котором обеспечивалась бы наибольшая устойчивость сис­ темы «стрелок-оружие».

Для этого требуются значительные мышечные усилия, которые не­ обходимо проявлять в течение нескольких часов. При анализе медицин­ ских карт ведущих стрелков выявлены в той или иной мере нарушения осанки: искривление позвоночника во фронтальной плоскости, асим­ метрия плеч, лопаток, костей таза и т.д.

Даже после одноразовой тренировочной нагрузки остаточное искрив­ ление позвоночника вследствие асимметричного статического напря­ жения мышц туловища удерживается около 1,5-2 ч после стрельбы. В результате длительных и однообразных занятий без применения про­ стейших корригирующих упражнений происходит фиксация неправиль­ ного положения позвоночника. Особенно это относится к юным стрел­ кам, у которых мышечный аппарат недостаточно развит.

В результате длительных и систематических занятий у стрелков мо­ гут возникать и другие специфические заболевания опорно-двигатель­ ного аппарата. Наиболее распространенные из них: плоскостопие, де­ формирующий артроз, пояснично-крестцовый радикулит, артрит, остео­ хондроз, миозит, паратенонит и др.

Одним из распространенных заболеваний является вегетативно-сосу­дистая дистония - нарушение тонуса сосудов как следствие высокой эмо­циональной напряженности тренировочной и соревновательной деятель­ ности на фоне невысокого уровня функциональной и физической подготов­ ленности. К сопутствующим заболеваниям, обусловленным спецификой вида спорта, относятся различные простуды: ринит, бронхит, пневмония, ангина, фарингит, отит и т.д. Часто при игнорировании спортсменами и тренером неблагоприятно воздействующих на лучника факторов внешней среды перечисленные заболевания приобретают хронический характер.

В связи со всем вышеперечисленным тренеры и спортсмены должны учитывать возможные негативные последствия при занятиях стрельбой из лука и стараться их предотвратить, включая в план подготовки необ­ ходимые мероприятия, направленные на оздоровление организма и про­ филактику травм и заболеваний.

Для предотвращения отрицательных воздействий необходимо исполь­ зовать совокупность профилактических мероприятий, которые можно подразделить на четыре группы:

  • Комплекс корригирующих упражнений, включаемых в учебно- тренировочное занятие.
  • Комплекс упражнений, выполняемых после тренировки.
  • Самостоятельные занятия.
  • Занятия другими видами спорта: плавание, езда на велосипеде, теннис, футбол и др.

Рациональное использование этих мероприятий позволяет также ре­шать вопросы, связанные с восстановлением оптимального уровня дея­ тельности функциональных систем организма лучника, обеспечиваю­ щих высокую эффективность его спортивной работоспособности, пре­ дупреждающих состояние перетренированности и позволяющих длительное время сохранять высокую спортивную форму.

Развитие общих и специальных физических качеств стрелков из лука

В теории и методике спорта принято понимать под физической подго­ товкой спортсмена процесс развития его физических качеств, проявля­ ющихся в двигательных способностях.

К физическим качествам относят скоростные способности, вынослив ость, силу, гибкость, ловкость (координационные способности).

Данные способности лежат в основе спортивной работоспособнос­ ти, проявляясь непосредственно через технику и тактику стрельбы.

Физическая подготовка осуществляется с помощью основных и подго­ товительных упражнений. К первым относится непосредственно стрельба, ко вторым - общеразвивающие и специальные упражнения. К общеразвив ающим упражнениям обычно относят занятия другими (вспомогательными) видами спорта или занятия любой физической деятельностью, естествен­ но, ориентированной на развитие определенных способностей с учетом специфики избранного вида спорта. Это плавание, бег, езда на велосипеде, настольный теннис, катание на коньках, хождение на лыжах и т.д.

Специальные упражнения направлены на развитие физических качеств, непосредственно обеспечивающих эффективное выполнение осно вного спортивного движения, т.е. выстрела из лука.

Развитие выносливости

В стрелковом спорте под выносливостью принято понимать способно сть противостоять утомлению во время тренировочной и соревнова­ тельной деятельности путем мобилизации функциональных возможностей организма.

Выносливость теснейшим образом связана с процессом утомления. Различают несколько типов утомления:

  • умственное (связанное с интенсивным характером мыслительных процессов);
  • сенсорное (утомление различных анализаторов);
  • эмоциональное (как следствие интенсивных эмоциональных пере­ живаний);
  • физическое (вызванное продолжительными мышечными напряже­ ниями).

 

В стрельбе из лука присутствуют все перечисленные виды утомле­ния.

Физическая подготовка стрелка из лука, развивающая в том числе и физические качества спортсмена, имеет весьма разнообразный харак­тер благодаря выполнению различных упражнений, направленных на совершенствование тех видов выносливости, которыми характеризует­ ся спортивная деятельность лучника.

Деятельность стрелка из лука представляет собой чередование дли­ тельной статической и динамической относительно однообразной рабо­ ты, выполняемой в течение нескольких часов. Наличие большого объе­ ма статической работы предъявляет повышенные требования к орга­ низму лучника, так как при статическом напряжении утомление наступает быстрее, чем при динамическом. Это связано с немалой на­ грузкой на нервную систему, которой следует регулировать высокую точность и однообразие мышечных усилий при большом количестве вы­ полняемых выстрелов, необходимых для сохранения устойчивости сис­ темы «стрелок-оружие-мишень».

Высокие требования также предъявляются к нервной системе еще и потому, что для лучника каждый выстрел на дистанции - своеобразный «старт», за которым следует «финиш» в виде полученного результата, который в большой степени влияет на психическую устойчивость спорт­ смена. Следует также учитывать, что таких стартов и финишей необхо­ димо выполнить несколько десятков на каждой дистанции. В связи с этим усталость стрелка из лука в большей степени выражается в психи­ ческом, нежели физическом утомлении, хотя и физические нагрузки дос­ таточно высоки.

Большое значение для развития систем организма лучника и улуч­ шения функционирования их адаптационных механизмов имеет общая выносливость. Общая выносливость - это выносливость к продолжи­ тельной работе умеренной мощности, включающей функционирование большей части мышечного аппарата.

При тренировке, направленной на развитие этого вида выносливос­ ти, образуются условно-рефлекторные связи, улучшающие регуляцию деятельности мышц, совершенствующие кровообращение, дыхание, об­ мен веществ, теплорегуляцию и т.д., т.е. совершенствуются системы организма, которые определяют состояние здоровья спортсмена и уро­ вень его функциональной, физической и психологической подготовлен­ ности.

Именно благодаря высокому уровню развития общей выносливости организм стрелка приобретает необходимую способность сопротивлять ся утомлению в процессе специальной тренировочной и соревнователь­ной деятельности, быстрее восстанавливаться после физических, интел­ лектуальных и эмоциональных нагрузок.

Развитие выносливости лучше всего достигается длительными фи­ зическими нагрузками, вызывающими мощное развертывание в орга­ низме окислительных процессов (обменного характера). В этом случае улучшается работа сердечно-сосудистой системы, повышается эконо­ мичность обмена веществ, увеличивается кислородный запас во время работы, а также улучшается деятельность внутренних органов. Луч­ шие условия для необходимых сдвигов в организме создаются при вы­ полнении длительной работы в умеренном темпе.

Следует отметить, что выносливость развивается лишь в тех случа­ях, когда в процессе занятий спортсмены испытывают утомление. При этом в организме происходят адаптационные изменения, повышающие общую выносливость организма. Кроме того, развитие выносливости, заключающееся в противостоянии утомлению, развивает в процессе тренировки и волевые качества спортсмена.

Для развития общей выносливости используют, как правило, разл ичные упражнения или виды спорта циклического характера: бег, плав ание, греблю, езду на велосипеде, передвижение на лыжах и т.д.

Наиболее распространенным методом развития выносливости явля­ ется равномерный. Он характеризуется непрерывным, длительным и малоинтенсивным выполнением упражнения, например легкоатлетичес­ кий бег (или кросс). Бег с частотой сердечных сокращений (ЧСС) 130- 180 уд./мин является самым эффективным, надежным и простым мето­ дом тренировки сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. По скорости бега и пульсу спортсмен может судить о степени напряженно сти работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Однако при­ учать организм спортсмена к бегу следует постепенно.

Сначала используется бег со скоростью, увеличивающей ЧСС до 130 уд./мин. Бег в этом режиме связан с невысокой работоспособностью сердца, но способствует капилляризации прежде всего работающих мышц ног, а также увеличению числа действующих кровеносных сосу­ дов и улучшению кровоснабжения всего организма.

Следующим является бег со скоростью, увеличивающей ЧСС до 130- 150 уд./мин. Этот режим развивает и хорошо поддерживает работоспо­ собность сердца и способствует дальнейшей капилляризации мускулат уры и внутренних органов.

Бег со скоростью, увеличивающей ЧСС до 150-180 уд./мин, эффек­ тивно развивает субмаксимальную работоспособность сердечно-сосудис той системы. Этот режим бега применяется, как правило, только при тренировке хорошо подготовленных спортсменов.

При целенаправленных занятиях необходимо регулярно следить за своим пульсом как наиболее доступным физиологическим показателем организма.

Кроме легкоатлетического бега в тренировке стрелков можно ис­ пользовать и другие циклические виды спорта, например лыжные гон­ки, бег на коньках, плавание. Показателем эффективности использова­ ния физических упражнений и в этом случае является частота сердечных сокращений.

Противостоять утомлению и сохранять высокую эффективность спортивной деятельности в стрельбе из лука помогает также специаль­ ная статическая и динамическая силовая выносливость.

Специальная выносливость лучника - это способность поддерживать оптимальный уровень работоспособности на протяжении выполнения всего стрелкового упражнения в течение нескольких часов как во время соревнований, так и в процессе тренировки.

Статическая силовая выносливость - это способность лучника к дли­ тельному и относительно устойчивому удержанию растянутого лука в процессе прицеливания и обработки выпуска стрелы.

Развитие данной способности предусматривает длительное и мно­ гократное повторение позы изготовки и поддержание ее в течение оп­ ределенного времени. Эти действия направлены на адаптацию орга­ низма лучника к специфическим нагрузкам. Тренировку следует пла­ нировать таким образом, чтобы стрелок имел некоторый запас прочности при выполнении необходимых элементов выстрела. Это обусловлено тем обстоятельством, что спортсмен в условиях соревно­ ваний испытывает дополнительные психические нагрузки, связанные с воздействием часто негативных факторов (неблагоприятные метео­ рологические условия), заставляющих его иногда увеличивать коли­ чество попыток. Статическая выносливость характеризуется време­ нем удержания лука и амплитудой колебания мушки прицела. Стрелки разной квалификации имеют различный уровень развития статичес­ кой выносливости, что подчеркивает важность данного фактора для роста спортивного мастерства.

Основным методом тренировки статической силовой выносливости является метод строго регламентированных упражнений с применением специальных схем, предусматривающих длительность удержания лука и жесткие интервалы отдыха.

Для развития данного вида выносливости могут быть использованы следующие упражнения:

  • удержание растянутого лука с сопротивлением 60% от максималь­ ного условия в течение 5-6 с с интервалами отдыха 2-3 с;
  • удержание растянутого лука с сопротивлением в течение 5-6 с с интервалом отдыха 10-15 с;
  • прицеливание с растянутым луком на различных дистанциях;
  • прицеливание с растянутым луком по уменьшенной мишени.

Упражнения с элементами прицеливания можно выполнять, изменяя длительность удержания лука в растянутом положении, иногда доводя время удержания до предельного (работа «до отказа»).

В качестве параметра, характеризующего уровень развития стати­ ческой силовой выносливости, можно использовать коэффициент, кото­ рый определяется отношением времени удержания лука к амплитуде колебания мушки прицела. Данный показатель можно использовать в качестве теста при планировании тренировочного процесса.

К развитию статической выносливости следует приступать на на­ чальной стадии подготовки с юными спортсменами и уделять этому не менее 20-25 мин на каждом занятии, сочетая с дополнительными до­ машними заданиями.

Динамическая силовая выносливость - это способность лучников к длительной и эффективной работе, направленной на многократное на­ тяжение лука.

Этот вид выносливости является очень важным, так как во многом обеспечивает согласованные действия многочисленных мышечных групп спины, руки, непосредственно выполняющей натяжение лука, и руки, обеспечивающей удержание лука и противодействующей его давлению. От уровня развития данного качества во многом зависит оптимальное распределение усилий всех мышечных групп, участвующих в реализа­ ции прицельного выстрела.

Для развития этого вида выносливости можно рекомендовать следующие упражнения:

  • многократную имитацию натяжения лука с сопротивлением 25- 50% от максимальной силы в среднем темпе 20 раз в минуту до полного утомления (работа на тренажере с выключением руки, удерживающей лук, или с резиновым жгутом);
  • многократное натяжение лука с сопротивлением 60-70% от макси­мального усилия в среднем темпе 20-25 раз в минуту; выполнять в виде серий с перерывом в 1 минуту.

При выполнении данного упражнения необходимо обращать внимани е стрелка на поддержание позы изготовки и работу руки, обеспечива­ ющей надежный «упор» в лук.

Необходимо также помнить, что основным упражнением, направ­ ленным на развитие статической и динамической силовой выносливос­ ти, является непосредственное выполнение выстрела в целом на различ­ ных дистанциях.

Силовые способности.

Сила определяется как способность человека противодействовать сопротивлению и преодолению его за счет мышечных напряжений.

Мышечные сокращения происходят под влиянием нервных импуль­ сов, поступающих из центральной нервной системы. В связи с этим уп­ равление работой мышц осуществляется посредством специальных свя­ зей между нервной и мышечной системами.

Силовые способности зависят от физиологического поперечника мышцы, соотношения мышечных волокон различных видов, количества включенных в работу двигательных единиц, синхронизации деятельно­сти мышц-синергистов, своевременного выключения из работы мышц- антагонистов. В конкретных двигательных действиях силовые способ­ ности прямо обусловлены биомеханической структурой движения: воз­ можностью вовлечения в работу крупных мышечных групп, длиной плеч-рычагов, участвущих в работе крупных мышечных групп, и др.

Проявление силовых способностей тесно связано с эффективностью энергообеспечения соответствующей работы, совершенством техники выполнения движений, уровнем развития скоростных способностей и гибкости.

Помимо этого на проявление силы мышц влияет степень тренирован­ ности, утомления и состояния нервной системы спортсмена. Силовые способности принято подразделять на три группы: собственно силовые, скоростно-силовые, силовую выносливость, и для развития каждой из них требуются определенные упражнения.

К первой группе относят движения, связанные с удержанием лука в статическом положении и его растяжением.

Ко второй группе можно отнести действия, обеспечивающие быст­ рый подъем лука и его растяжение при стрельбе в неблагоприятных ме­ теорологических условиях и при дефиците времени, оставшегося на выполнение выстрела.

К третьей группе, характеризуемой способностью длительное время поддерживать оптимальные силовые напряжения, относится непосред­ ственно сама стрельба.

При анализе действий лучника, выполняющего выстрел, можно вы­ делить четыре основные фазы: подготовительную; натяжение лука и ориентацию его в плоскости стрельбы; уточнение прицеливания с пос­ ледующим выпуском стрелы; снятие мышечного напряжения (расслаб­ ление).

Основная работа происходит во время второй и третьей фаз, выпол­ нение которых требует значительных мышечных усилий, тем более, если учитывать многократность повторяемых действий.

К основным группам мышц, участвующим в реализации выстрела из лука, принято относить широчайшую мышцу спины, задние пучки дель­ товидной мышцы, подостную, малую и большую круглую мышцы (участ­ вуют в разгибании плеча), трапециевидную и малую ромбовидную (от­ ведение плеча, приведение лопатки к позвоночному столбу), а также мышцы предплечья, кисти (удержание и выпуск тетивы), мышцы - сги­ батели и разгибатели туловища.

В процессе многократного выполнения основного спортивного дви­ жения (прицельного выстрела из лука) основная задача стрелка заклю­ чается в том, чтобы противостоять возрастающему утомлению, вызван­ ному силовым компонентом нагрузки, т.е. удержанию лука в относи­ тельно устойчивом положении (определенное время) и его натяжению. Поэтому в тренировку стрелка из лука следует включать упражне­ ния, направленные на развитие собственно силовых, скоростно-сило вых способностей и силовую выносливость.

Развитие общей силы направлено на совершенствование силовых способностей всех групп мышц и является необходимым условием гар­ моничного физического развития. Поэтому для повышения уровня об­щей физической подготовленности широко используются общеразви вающие упражнения - движения отдельными частями тела и сочетание движений. Они могут выполняться с разной степенью мышечного на­ пряжения - от умеренного до максимального, с различной скоростью и амплитудой, без предметов и с предметами (гантели, гири, штанга, рези­ новые и пружинные амортизаторы и т.д.), на гимнастических снарядах, в паре с партнером и индивидуально.

Нагрузка в процессе тренировочного занятия зависит от подбора упражнений, характера их выполнения и количества. Большое значе­ ние имеет интенсивность мышечных напряжений, которую можно повы­сить путем большей продолжительности упражнения, изменения скорос­ ти его выполнения и увеличения массы отягощения.

Величину нагрузки можно также регулировать с помощью измене­ ния интервала отдыха между упражнениями. Чем интервал меньше, тем нагрузка там больше.

Общеразвивающие упражнения подразделяются в зависимости от преимущественного их воздействия на различные части тела и мышечные группы:

  • упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
  • упражнения для мышц туловища и шеи;
  • упражнения для мышц ног;
  • упражнения для мышц всего тела (упражнения общего характера).

Следует отметить, что развитие силы наиболее эффективно лишь в том случае, если в процессе тренировки используются упражнения с отягощениями и упражнения, выполняемые в замедленном темпе со значительным напряжением мышц. Весьма эффективны также упражнения с использованием различных тренажерных устройств.

В зависимости от характера работы мышц выделяют два основных метода развития силы: изотонический -динамические упражнения с отя­ гощениями или с использованием тренажеров; изометрический - стати­ческие упражнения с использованием простейшей аппаратуры или соб­ ственной массы тела.

Специальную силу развивают применительно к выполняемым техни­ ческим действиям лучника. Она необходима для удержания лука и со­ противления его давлению, а также непосредственно для растяжения лука.

Наиболее распространенным и приемлемым при развитии специаль­ ной силы для стрелка из лука является изотонический метод, который включает в себя метод максимальных и повторных усилий.

Этот метод заключается в том, что спортсмен выполняет движения с максимальным (предельным или околопредельным) напряжением.

В качестве основного упражнения применяется имитация выстрела - натяжение лука и удержание лука или тетивы на тренажере определен­ ное время в специфической позе изготовки.

Максимальным считается такое сопротивление, при котором движе­ ние может быть выполнено 2-3 раза подряд. Темп и скорость движения невысокие и приближены к временным характеристикам выстрела из лука. Интервал отдыха между подходами не менее 2 мин.

В системе силовой подготовки существуют такие понятия, как чис­ ло повторений и число подходов. Повторение - выполнение каждого упражнения один или несколько раз. Понятие «подход» включает в себя выполнение упражнения в целом независимо от числа повторе­ ний.

Для развития силовых способностей можно также использовать уп­ ражнения, имитирующие натяжение лука (как с луком, так и без него или на тренажере в замедленном темпе).

В этом случае упражнение выполняется в течение 1-1,5 мин. Пос­ ле каждого повторения необходимо расслабить мышцы и сделать не­ сколько глубоких вдохов и выдохов. Напряжение мышц, участвую­ щих в выполнении данного упражнения, должно быть околопредель­ ным.

Следует иметь в виду, что тренировка с применением метода макси­ мальных усилий требует от стрелка предельных мышечных усилий, которые, являясь исключительно мощным и эффективным раздражите­ лем, предъявляют высокие требования к нервно-психическим возможностям.

Учитывая специфику вида спорта, метод максимальных усилий мо­ жет быть рекомендован для применения не более 2-3 раз в неделю, а с ц елью дополнительного стимулирования процесса развития силы - лишь и подготовительном периоде подготовки.

Метод повторных усилий является наиболее приемлемым для лучни­ ка. Суть его заключается в том, что в процессе двигательной деятельно­ сти стрелок проявляет значительные мышечные напряжения, однако предел усилия определяется не величиной отягощения или сопротивле­ ния, а числом повторений.

При небольшом числе повторения (4-8) в одном подходе происходит развитие преимущественно абсолютной мышечной силы. Если число повторений составляет 12 и более при среднем (40-50%) сопротивле­ нии, в основном развивается силовая выносливость.

С целью умеренного развития силы и силовой выносливости можно рекомендовать упражнение, имитирующее натяжение лука или резинов ого амортизатора с применением метода повторных усилий. Количе­ ство повторений - 10-14, число подходов - 5-6.

Для развития силы стрелки из лука могут использовать также изо­ метрический метод, обычно применяющийся в сочетании с изотоничес­ ким.

Суть изометрического метода заключается в том, чтобы вызвать оп­ ределенное, по возможности постоянное напряжение в тренируемой мышц e или группе мышц и поддерживать это напряжение в течение определе нного времени.

К тренировке по данному методу рекомендуется приступать лишь после некоторой предварительной подготовки, направленной на разви­ тие силы, с использованием динамических упражнений. Необходимо по мнить, что каждая тренировка с использованием упражнений по дан­ ному методу должна начинаться с разминки, включающей несколько общеразвивающих упражнений.

Изометрический метод развития силы имеет целый ряд достоинств:

  • небольшая продолжительность тренировки (15-20 мин);
  • избирательное воздействие практически на любую мышечную группу;
  • не требует сложного и дорогостоящего оборудования;
  • упражнения являются хорошим средством для укрепления костно- мышечного аппарата и могут служить в качестве корригирующих упражнений.

Для развития специальной силы могут использоваться упражнения, и митирующие растяжение лука.

Все технические действия по натяжению лука подразделяются на три фазы:

1-я фаза - угол между линией плеч и рукой, выполняющей натяжение лука (тренажерного устройства), 90-100° (начальное положение при натяжении лука), угол в локтевом суставе 80-90°;

2-я фаза - угол между линией плеч и рукой, выполняющей натяжение лука, 120-130°, в локтевом суставе 50-60° (среднее положение);

3-я фаза - угол между линией плеч и рукой, выполняющей натяжение лука, 160-170°, в локтевом суставе 30-40° (заключительное положе­ние).

При выполнении упражнения необходимо учитывать, что нарастание и ослабление напряжения выполняются плавно в течение 2 с, время мак­ симального усилия - 5-6 с, а всё упражнение (наращивание усилия, его удержание и ослабление) - 10 с. Отдых между напряжениями - 30-40 с, интервал времени между упражнениями - 2-3 мин.

Одним из наиболее важных компонентов силовой подготовки лучни­ка является его способность управлять своими усилиями.

Это связано с тем, что стрелок из лука совершает одновременно не­сколько технических действий и только правильное и дифференциро­ванное распределение усилий позволяет ему обеспечить высокую их эффективность (удержание и возрастание сопротивления давлению лука, натяжение лука и «дотяг», расслабление пальцев при выпуске стрелы и т.д.).

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что уровень раз­ вития этой способности положительно коррелирует с ростом спортивно­ го мастерства.

Так, ошибка воспроизведения усилия, необходимого для натяже­ния лука у спортсменов юношеских разрядов, составляла 9-10% «силы лука», а у мастеров международного класса - всего лишь 1,0-1,5%.

В результате анализа степени важности развития способности уп­равления своими усилиями выявлено, что у лучников низкой и средней спортивной квалификации на первом месте находится развитие макси­мальной силы и только на последнем (четвертом месте) - управление своими усилиями, тогда как у лучников высшей квалификации управ­ление своими усилиями занимает первое место.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ведущим компонен­том подготовки лучника при развитии силовых способностей является способность управлять своими усилиями.

Необходимо также учитывать, что для развития силовых способнос­тей следует соблюдать принятые в спортивной тренировке принципы постепенности, систематичности и др., а также осуществлять подбор средств и методов, исходя из индивидуальных особенностей стрелка, этапа и периода подготовки.


Развитие гибкости

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его зве­ньев.

Значение гибкости заключается в том, что при оптимальном уровне ее развития стрелок имеет возможность быстрее и лучше овладеть рационально й техникой выполнения выстрела и экономнее использовать свои силы.

Увеличение амплитуды в различных суставах (плечевых, локтевых, лучезапястных, позвоночнике) позволяет выбрать и отработать более удобную рабочую позу, повысить экономичность движений.

Принято различать активную гибкость, т.е. гибкость, проявляемую за счет собственных мышечных усилий, и гибкость пассивную, которая проявляется при воздействии внешних сил.

Гибкость зависит главным образом от формы суставных поверхнос­тей, растягиваемости позвоночного столба, связок, сухожилий.

На гибкость влияет тонус мышц, зависящий от состояния централь­ной нервной системы. Под ее влиянием эластические свойства мышц могут в значительной степени меняться.

Проявления гибкости зависят также от температуры внешней среды: при повышении температуры гибкость увеличивается, при ее уменьше­нии - понижается. Этот фактор необходимо учитывать, так как стрель­ба в условиях пониженной температуры приводит к ухудшению гибкос­ти и получению травм.

Гибкость связана с силой мышц, и в этой связи надо помнить, что интенсивные занятия упражнениями, направленными на развитие силы, могут вести к ограничению подвижности в суставах. Этот фактор в стрельбе из лука может иногда играть и положительную роль, так как излишняя гибкость в некоторых суставах (лучезапястный, локтевой, плечевой) может не только снижать эффективность выполнения техни­ческих действий, но и привести к возникновению ошибок, а также трав­мам (особенно у юных стрелков).

Недостаток гибкости у лучников может, в свою очередь, привести к снижению эффективности выполняемых технических действий, излиш­ним энергозатратам, нарушению плавности выполнения движений и координации. В отдельных случаях недостаточный уровень развития гибкости в различных суставах и неправильное распределение нагруз­ки приводят к возникновению травм и заболеваний (лучезапястные и плечевые суставы, позвоночник).

Упражнения, направленные на развитие гибкости, следует выпол­нять ежедневно. Рекомендуется включать их в разминку и в комплекс утренней зарядки.

Скоростные способности

Под скоростными способностями принято понимать комплекс функ­ циональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных дей­ствий в минимальное время. Скоростные способности подразделяются на группы:

  • скорость простой и сложной реакции (измеряется латентным време­ нем реагирования);
  • скорость выполнения отдельных двигательных актов (измеряется величинами скорости и ускорения при выполнении отдельных движе­ ний, не отягощенных внешним сопротивлением);
  • частота движений - темп (измеряется количеством движений в еди­ ницу времени).

Основными предпосылками скоростных способностей являются под­ вижность нервных процессов, уровень нервно-мышечной координации, особенности мышечной ткани - соотношение различных мышечных во­ локон, их эластичность, растяжимость, эффективность внутримышеч­ ной и межмышечной координации. Проявление скоростных способнос­ тей также определяется уровнем развития силы, гибкости и координаци­ онных способностей, качеством спортивной техники, возможностями биохимических механизмов, обеспечивающих движения скоростного характера, уровнем развития волевых качеств.

В стрелковом спорте скоростные способности стрелка принято вы­ ражать в виде формулы:

Vб (быстрота) = Vв (восприятия) + Vд (движения).

Согласно данной формуле скоростные способности стрелка тем выше, чем меньше по времени каждая из слагаемых величин. Скорость восприятия в основном определяется свойствами анализаторов (зритель­ ный, кинестетический, слуховой и др.), динамикой центральных нервных процессов и особенностями нервно-мышечных отношений.

Большое влияние на скорость восприятия оказывает направленность внимания на ожидаемую деятельность. В том случае, если внимание на­ правлено не на сигнал к действию (сигнал к началу стрельбы), а на подъем руки и натяжение лука, то время реакции сокращается.

Восприятие неразрывно связано с ощущениями и зависит от опреде­ленных отношений между ними. Ощущения, в свою очередь, во многом определяют уровень чувствительности стрелка к тем или иным раздра­ жителям. Это особенно важно во время выполнения заключительной (во многом определяющей эффективность всех действий) части выст­ рела, так как выпуск тетивы (стрелы) должен совпасть с моментом наименьшего колебания лука - «плато». Эти «плато» по своей времен­ ной величине весьма незначительны, поэтому значение чувствитель ности и скорости восприятия весьма велико и требует специальной тре­ нировки.

Значительно сократить скорость восприятия достаточно сложно, но при целенаправленной и многолетней тренировке можно добиться ее некоторого увеличения.

При рассмотрении второго слагаемого - скорости движения (Уд) - необходимо отметить, что она в основном определяется подвижнос­ тью нервных процессов, особенностями мышечной ткани (соотноше­нием различных мышечных волокон, их растяжимостью, эластичнос­ тью, эффективностью внутримышечной и межмышечной координа­ции), уровнем развития скоростно-силовых способностей, гибкости, координационных способностей, совершенством спортивной техни­ки, особенностями биохимических процессов и интенсивностью во­ левого усилия.

Для развития различных компонентов, определяющих скорость дви­ жения, могут использоваться различные средства и методы.

Так, например, для тренировки подвижности нервных процессов, которая в основном зависит от скорости смены процессов возбуждения и торможения, может использоваться многократное повторение опреде­ ленных движений на специфические раздражители (команда к началу стрельбы, звуковые и световые сигналы и т.д.).

Для развития и совершенствования скоростно-силовых возможнос­тей, а также сократительных способностей мышечного аппарата, обес­ печивающего необходимую амплитуду движений, особенно в конечных точках, обуславливающую совершенную спортивную технику, могут быть использованы упражнения, связанные с имитацией отдельных эле­ментов выстрела (принятие изготовки, натяжение лука и т.д.) со стрелой или без стрелы, или непосредственно стрельба на различных дистанци­ ях с определенными заданиями (например, выполнить по команде выст­ рел или серию выстрелов с максимально возможной для стрелка скоро­ стью при сохранении качественной техники выстрела).

При проведении подобных тренировок необходимо учитывать, что скорость выполняемых действий надо увеличивать при постепенно на­ растающей интенсивности движений и волевого усилия, а также сле­дить за тем, чтобы не нарушилась техника выполнения как отдельных элементов, так и выстрела в целом.

Необходимо также помнить, что эффективность тренировки значи­ тельно повысится, если будет сформирована правильная психическая мотивация и будет создан соревновательный микроэлемент в каждом тренировочном занятии.

Одним из основных требований скоростной подготовки стрелков из лука является хорошее освоение технических заданий. Это важно пото му, что только при этом условии стрелки будут в состоянии сконцентри­ ровать внимание и волевые усилия не столько на правильности выпол­ нения движений, сколько на их скорости.

При развитии скоростных качеств интервалы между выполняемыми действиями следует планировать таким образом, чтобы к началу вы­ полнения очередного задания возбудимость центральной нервной сис­ темы была повышена, а физико-химические сдвиги в организме уже в значительной степени нейтрализованы, т.е. стрелок должен успевать восстановиться после выполнения задания.

В заключение надо отметить, что основным методом развития скоро­ стных качеств стрелка из лука является многократное повторение ско­ ростных действий с максимальной или околомаксимальной интенсивно­стью на сигналы-раздражители с постепенным сокращением времени на ответные действия без нарушения техники выполнения.

Развитие ловкости

Ловкость - это способность быстро овладевать координационносложными действиями, а также быстро корректировать двигательную деятельность в соответствии с изменением обстановки.

Ловкость характеризуется координационной сложностью двигатель­ ных действий и точностью движений, временем их выполнения.

В структуре координационных способностей следует выделять:

  • Способность к овладению новыми движениями.
  • Умение дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими.
  • Способность к импровизации и комбинациям в процессе двига­ тельной деятельности.

Высокий уровень координационных способностей позволяет быстро овладевать новыми двигательными навыками; рационально использо­ вать имеющийся запас умений, навыков и двигательные качества - силу, быстроту, гибкость; проявлять необходимую вариативность движений в соответствии с конкретными ситуациями тренировочной и соревнова­ тельной деятельности.

Координационные способности проявляются в целесообразном вы­боре двигательных действий из арсенала освоенных навыков. Поэтому естественно, что координационные способности зависят от двигатель­ ной подготовленности лучника, количества и сложности освоенных на­ выков, а также от эффективности протекания психических процессов, обусловливающих надежность управления движениями и обеспечиваю­ щих одновременное выполнение спортсменом технических действий, необходимых для выполнения выстрела, обеспечения устойчивости сис темы «стрелок-оружие» и адекватного реагирования на изменение ус­ловий спортивной деятельности (освещенность, ветер, дождь и т.п.).

Наряду с этим координационные способности во многом обуслов­ лены оперативностью спортсмена, необходимой для переработки по­ ступающей информации, получаемой от зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых анализаторов. Это говорит о том, что совер­ шенствование технического мастерства осуществляется через совер­ шенствование свойства анализаторов, дающих богатую информацию о характере и степени точности выполняемых действий в конкретных условиях и улучшении согласованности в их работе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ловкость - это комплексное качество, не только аккумулирующее физические качества, но и включающее в себя целый ряд психических качеств, таких, как способность управлять своим вниманием (концентрация, распределение, переключение, быстрота получения и переработки информации), опера­ тивное мышление, управление своими ощущениями, восприятиями, эмо­ циями, проявление волевых усилий для выполнения сложнокоордини рованных двигательных действий в непростой обстановке.

Развитие общей и специальной ловкости осуществляется путем со­ вершенствования чувства пространства, времени, способности поддер­ живать равновесие системы «стрелок-оружие-мишень», а также раци­ онально чередовать напряжение и расслабление отдельных групп мышц. Основной путь развития ловкости - овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Для развития общей ловкости целесообразно применять упражнения, связанные с мгновенным реаги­ рованием на постоянно меняющуюся обстановку, в частности различ­ные спортивные игры: теннис, баскетбол, подвижные игры, единобор­ ства, а также специальные упражнения.

Необходимо отметить, что упражнения для развития ловкости при­ водят к быстрому утомлению. Выполнение их требует большой четкос­ ти мышечных ощущений и при наступившем утомлении дает малый эф­ фект. В связи с этим интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления.

Специальную ловкость следует развивать с помощью упражнений, характерных для деятельности стрелка из лука. При этом следует учи­ тывать, что лучник одновременно совершает сразу несколько техничес­ких действий, требующих согласованности в работе различных мышеч­ ных групп (удержание лука, сопротивление давлению лука, натяжение лука и ориентация его в плоскости стрельбы, поддержание необходи­мой позы, расслабление пальцев, обеспечивающих выпуск тетивы), и корректирует различные характеристики своих движений, сообразуясь с изменениями обстановки. В связи с этим большое значение для развития и совершенствования специальной ловкости может иметь моделиро­ вание усложненных условий деятельности в процессе стрельбы (умень­ шение времени, отводимого на стрельбу, изменение освещенности, стрельба в неблагоприятных метеорологических условиях и т.д.), зас­ тавляющих лучника менять темп и ритм стрельбы, учитывать воздей­ ствие искусственно вводимых помех и искать новые способы преодоле­ ния возникающих трудностей.

Произвольное управление мышечным тонусом

Выполнение высокоэффективного выстрела из лука возможно толь­ ко при условии тонкого и точного согласования в работе отдельных мышечных групп, т.е. оптимальном чередовании мышечного напряже­ ния и расслабления. Стрелок обязан развивать умение управлять мы­ шечным напряжением.

Развить это умение можно только в процессе постоянных системати­ ческих тренировок в произвольном расслаблении и напряжении как оп­ ределенных мышечных групп, так и всех скелетных мышц в целом.

На тренировочных занятиях лучник должен постоянно «считывать» информацию, поступающую от мышц. И следить за тем, чтобы не допу­ стить излишней тонической напряженности мышц, которая нарушает координацию, что мешает быстро осваивать и совершенствовать тех­ нику выстрела.

Для развития способности произвольно изменять уровень мышечно­ го напряжения лучник может использовать различные варианты ауто­ генной тренировки, прогрессивной мышечной релаксации, упражнения идеомоторной тренировки. Использование данных методик должно быть соотнесено со спецификой вида спорта, так как специально адаптиро­ ванные методики помогут эффективно и в более короткий срок полу­ чить желаемый результат.

Комплексная разминка стрелка из лука

Под разминкой подразумевается выполнение специально подобран­ных упражнений, которое предшествует выступлению на соревновани­ ях или основной части занятий (тренировки).

Разминка проводится с целью достижения оптимального уровня воз­ будимости нервной системы (сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, вегетативных нервных центров) и двигатель­ ного аппарата, повышения обмена веществ и температуры тела, усиле­ ния деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучше­ ния координации движений, т.е. для подготовки организма к предстоя щей работе. Она также является одним из основных средств профилак­ тики спортивного травматизма.

К разминке предъявляются следующие основные требования:

  • Упражнения должны быть простыми, доступными и знакомыми спортсменам.
  • Выполнение комплекса упражнений должно привести организм стрелка в состояние оптимальной психофизической готовности.
  • Разминка не должна вызывать утомления.
  • Продолжительность разминки и интервал отдыха перед основной частью тренировки или соревнования необходимо строго регламенти­ ровать в соответствии с состоянием спортсмена и окружающими усло­виями.

Разминку обычно подразделяют на общую и специальную.

Общая разминка может состоять из самых разнообразных упражне­ ний, цель которых - способствовать повышению температуры тела, воз­ будимости ЦНС, усилению функций кислородтранспортной системы, обмена веществ в мышцах и других органах и тканях тела.

Специальная разминка должна по своему характеру быть как можно ближе к предстоящей деятельности.

Выполнение специальной разминки настраивает стрелка на выпол­ нение специфических упражнений и способствует возникновению опти­ мальных взаимоотношений процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, установлению соответствующих нервных процессов и связей, обеспечивающих проявление динамического стереотипа пред­ стоящего действия.

Под влиянием повышения тонуса ЦНС и повторных упражнений рефлекторно повышается работоспособность всех систем и органов применительно к специфике действия. Исследования показали, что ре­ зультаты стрельбы первых серий, как правило, ниже, чем последую­ щих.

Это может объясняться тем, что выполнение общепринятых упражне­ ний не обеспечивает создания психофизиологического состояния, кото­ рое позволило бы с первых зачетных серий добиваться максимального результата.

Это состояние характеризуется такими факторами, как показатели пульса, дыхания, кровяного давления, нервно-мышечной координации, устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень», тремора, скорости реакции, особенностью протекания психических процессов и т.д. Чем меньше будет разрыв между этими показателями функционирования различных систем до разминки и началом стрельбы, тем быстрее лучник приспособится к условиям соревновательной деятельности и, следова­ тельно, не «потеряет» очков в первых зачетных сериях.

В связи с этим специальная разминка стрелка из лука должна иметь комплексный характер и учитывать физический, технический, такти­ ческий и психический компоненты спортивной деятельности лучника.

Подбор и выполнение упражнений, обеспечивающих комплексный характер разминки стрелка из лука, может осуществляться с учетом сле­ дующей схемы:

1. Вначале выполняют различные, специально подобранные физи­ ческие упражнения в очень медленном темпе с полной концентрацией внимания на работающих мышцах, развивая при этом вначале малое, затем среднее и околомаксимальное напряжение мышц при выполнении каждого движения. Упражнения должны быть подобраны таким обра­зом, чтобы задействовать в основном те мышечные группы, которые участвуют в выполнении выстрела. На выполнение упражнений отво­ дится 6-7 мин.

2. Затем в течение 1,5-2 мин выполняются упражнения на растяжения.

3. После этого воспроизведение и сохранение в течение 3 мин состо­ яния «аутогенного погружения».

4. В состоянии «аутогенного погружения», в течение 3,5-4 мин про­ водится идеомоторное воспроизведение тех технических элементов, ко­торые требовали, по мнению каждого стрелка, наибольшего внимания с последующим идеомоторным представлением всей схемы выстрела из лука в целом и серии в целом.

5. Выполнение в течение 2 мин нескольких имитационных движений непосредственно с луком.

6. В течение 10-15 мин стрельба на близкой дистанции (3- 5 м ) с предварительным идеомоторным воспроизведением каждого выстрела.

Необходимо также всегда помнить, что временной интервал между иде­ омоторным воспроизведением выстрела и его реальным выполнением дол­ жен быть минимальным, лучше, если его практически вообще не будет.

В том случае, если стрелок из лука по какой-либо причине в момент образовавшегося интервала отвлекся под воздействием на него любого раздражителя (внешнего или внутреннего характера), то он должен вновь идеомоторно воспроизвести выстрел из лука, а затем реально его выполнить.

Это правило необходимо соблюдать не только во время проведения разминки, а каждый раз при подготовке к выстрелу. Отвлечение внима­ния или возникновение какой-либо мысли в этот момент, а также в про­цессе идеомоторного воспроизведения выстрела и реального его выпол­ нения недопустимо.

Естественно, выполнить это условие достаточно сложно, однако вполне возможно, если уровень притязаний стрелка на победу и вообще на достижение максимально возможных результатов достаточно велик и он действительно этого очень желает. Соблюдение данного правила должно стать обязательным не только в соревновательных условиях, но и во время любых тренировок. Только при таком отношении к своей деятельности спортсмен сможет действительно достичь высокого уров­ ня подготовленности и рассчитывать на победу.

Очень важно вовремя определить состояние, в котором находится стрелок перед началом стрельбы (соревнование, контрольная стрельба, тренировка). В этом должен участвовать как тренер (психолог, врач и т.д.), так и сам спортсмен.

В том случае, если лучник перевозбужден, необходимо так органи­ зовать процесс разминки, чтобы излишнее напряжение было снято; если же имеет место угнетенное состояние, пониженный уровень нервно-пси­ хической активности, то нужно переключить внимание спортсмена на объекты (деятельность), вызывающие положительные эмоции, и провес­ти мероприятия, направленные на мобилизацию сил стрелка для обеспе­ чения его продуктивной спортивной деятельности.

Необходимо отметить, что выполнение полной схемы комплексной разминки, конечно, возможно только после обучения стрелка из лука основам психической саморегуляции.

Автор: Шилин Юрий Николаевич - кандидат педагогических наук , доцент РГУФК