Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методика обучения и совершенствования стрельбы из лука

sportivnaya-strelba

Обучение в стрельбе из лука делится на три основных этапа:

1. Изучение теоретических вопросов:

а) техника безопасности;

б) материальная часть оружия;

в) экипировка лучника;

г) основы техники выстрела;

д) правила выполнения стрелковых упражнений;
е) правила соревнований;

ж) материально-техническое обеспечение тиров и стрельбищ.

2. Обучение элементам техники стрельбы из лука, к которым относятся:

а) изготовка и корректировка позы;

б) прицеливание;

в) хват (способ удержания лука);

г) захват (способ удержание тетивы);

д) натяжение лука и дотяг;

е) выпуск;

ж) управление дыханием;

з) согласованное выполнение всех элементов техники, кроме выпуска без стрелы;

и) согласованное выполнение всех элементов техники выстрела со стрелой без кликера.

3. Обучение выполнению целостного выстрела:

а) стрельба с кликером по чистому щиту на короткой дистанции (3- 5 м );

б) стрельба по щиту на различных дистанциях (18, 25, 30, 50, 70, 90 м);

в) стрельба по экрану (белому листу бумаги) на кучность;

г) стрельба по мишени на кучность;

д.) стрельба на совмещение средней точки попадания отстреливаемых серий;

е) стрельба на результат.

 

Обучение технике выполнения выстрела из лука начинается с изготовки.

Обучение изготовке

Изготовка - это положение частей тела с луком, позволяющее наиболее эффективно, с наименьшими энергозатратами выполнить необходимые технические действия по обеспечению прицельного выстрела. Она определяется положением отдельных звеньев системы «лучник-лук» относительно плоскости выстрела и обеспечивается согласованным на­пряжением соответствующих групп мышц.

Изготовка должна обеспечивать:

  • хорошую устойчивость лука при оптимальном напряжении мышц лучника;
  • противодействие возмущающим внутренним и внешним силам для поддержания устойчивости тела и лука и эффективной работы верхних конечностей;
  • создание надежной опоры;
  • удобное положение головы для обеспечения наиболее благоприятных условий работы глаз во время прицеливания.

В начале обучения тренер показывает, как выполняется целостный выстрел из лука. Встав на линию стрельбы так, чтобы его было хорошо видно, тренер принимает исходное положение для стрельбы и выполняет несколько выстрелов по мишени.

Если тренер утратил навык стрельбы и ему трудно показать хороший результат, то он приглашает на занятие хорошего стрелка, который показывает не только правильную технику, но и хороший результат

Тренер сразу же объясняет, что главное - это кучная стрельба, меткость является же результатом совмещения хорошей кучности с центром мишени (район прицеливания) за счет внесения поправок в прицельные приспособления. Внимание обучаемых следует обратить также на то, что средняя точка попадания строго индивидуальная, поэтому у каждого спортсмена должен быть свой лук и стрелы, пристрелянные им самим.

Затем тренер знакомит обучаемых с различными вариантами изготовок. Для этого желательно использовать наглядные пособия. Рассказывая о различных вариантах изготовок, необходимо отметить основные общие требования к рациональной изготовке, выполняемые большинством.

После этого начинается практическое обучение по отдельным час­тям или элементам: а) положение ног; б) положение туловища; в) поло­жение головы; г) положение рук; д) хват; е) захват.

Положение ног. Дав команду поставить ноги в положение изготовки, тренер проверяет правильность выполнения. Каждый спортсмен должен самостоятельно принять необходимое положение. Внимание стрелков обращается на оптимальный для каждого варианта разворот стоп ног и ширину их постановки.

При обучении возможно использование подготовительных упражнений, позволяющих быстрее освоить изготовку.

Мелом очерчиваются стопы изготовившегося для стрельбы спортсмена, затем ему предлагают отойти, а затем вновь принять положение изготовки, не глядя на очерченное положение стоп. Когда спортсмен изготовится, стопы очерчиваются еще раз и так можно выполнить 5-6 повторений. Обычно средний вариант положения стоп является наиболее приемлемым для данного стрелка. После того как положение стоп уточнено, спортсмен, принимая изготовку, всякий раз должен проверять правильность расположения стоп.

Положение туловища, головы, рук. После усвоения относительно правильного (единообразного) положения ног изучается положение туловища.

Стрелки становятся на линию стрельбы, берут лук в левую руку, правой захватывают тетиву и, поднимая левую руку в сторону мишени, закрепляют туловище, чтобы можно было легко удержать лук в вытянутой руке.

Внимание стрелков обращается на то, чтобы туловище не отклонялось назад за счет компенсаторного движения, т.е. смещения плечевого пояса назад, а таза вперед. Тренер обращает внимание стрелка на то, что левая рука должна быть выпрямлена и закреплена в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах; левое предплечье должно быть пронировано, чтобы в дальнейшем снизить вероятность удара тетивой. Правая рука находится в полусогнутом положении, локоть немного выше линии плеч.

Обращается внимание на то, чтобы голова была повернута налево в сторону мишени и находилась всегда в единообразном правильном положении без излишнего напряжения мышц шеи. Для проверки правильности положения головы рекомендуется, удерживая мушку в районе прицеливания, повернуть голову поочередно направо, налево, вверх, вниз. Таким образом, обучаемый может наглядно убедиться в том, что от правильного положения головы зависит и постоянное нахождение мушки в районе прицеливания. Изготовку необходимо принимать несколько раз, сходя с места и возвращаясь обратно.

Для облегчения освоения изготовки обучаемым можно предложить несколько раз положение изготовки без лука, уточняя при этом положение различных частей тела. Желательно, если есть такая возможность, проводить обучение перед зеркалом, чтобы стрелки могли визуально контролировать положение ног, туловища, головы, рук.

Хват

При обучении хвату (способу удержания лука) тренер должен показать различные его варианты и рассказать о его достоинствах и недостатках.

Затем спортсмены пробуют выполнить различные варианты удержания лука. Выполняя несколько раз каждый из вариантов под руководством тренера, стрелки выбирают один из них, руководствуясь морфологическими особенностями руки.

В процессе обучения тренер постоянно следит за правильностью выполнения хвата и исправляет возникающие ошибки, обращая внимание стрелков на то, что лучезапястный сустав должен быть закреплен, а пальцы не должны с большой силой обхватывать рукоятку лука. Также надо постоянно следить за однообразностью выполнения хвата. В этом может помочь использование специальных накладок на рукоятку лука, облегчающих выполнение выбранного способа удержания лука (высокий, средний, низкий). В процессе дальнейшего обучения и совершенствования стрелка иногда меняют хват, находя более рациональный способ его выполнения.

Захват (способ удержания тетивы)

Выполняется указательным, средним и безымянным пальцами. Однако иногда стрелки используют двупалый захват - средним и безымянным пальцами. Поэтому тренер при обучении захвату должен показать несколько раз его выполнение и объяснить, что при двупалом захвате возникает чрезмерная нагрузка на кожные покровы пальцев, что часто приводит к травмам. Также тренер должен показать и рассказать, что при выборе захвата (глубокий, средний, мелкий) необходимо как можно больше уменьшить нагрузку на связки и мышцы пальцев, которые его выполняют, т.к. чрезмерное напряжение мышц, возникающее при среднем, и особенно мелком захвате (который может рассматриваться скорее как ошибка), может привести к травматизму, а также затруднить выполнение правильного выпуска.

После этого по команде тренера стрелки несколько раз выполняют захват, а тренер исправляет ошибки и уточняет правильность его выполнения.

Тренер по блочному луку знакомит стрелков с различными по форме и конструкции размыкателями. После этого он показывает и рассказывает, как правильно ими пользоваться. Затем, подобрав для каждого спортсмена наиболее подходящий для него размыкатель, тренер дает команду лучникам для выполнения необходимых действий, направленных на осуществление правильной фиксации (закрепление) тетивы в данном устройстве, и контролирует выполнение задания.

Обучение натяжению лука

Натяжение лука - очень важный и сложный элемент техники выстрела. В связи с этим тренер должен несколько раз выполнить его и детально объяснить каждое движение, т.к. возникшие ошибки затем устраняются с большим трудом.

Тренер обращает внимание стрелков на то, что в начале натяжения лука левую руку, удерживающую лук, необходимо сразу подать вперед и закрепить ее в плечевом суставе. В дальнейшем давление левой руки в лук должно обязательно возрастать, т.к. при натяжении лука сила его давления на руку постоянно увеличивается.

По команде тренера стрелки многократно выполняют натяжение лука, обращая внимание на положение и работу левой руки, положение пальцев на тетиве, положение и работу правой руки и мышц спины, выполняющих натяжение, а также на работу мышц шеи, определяющих оптимальное положение головы.

В процессе обучения тренер обращает внимание на то, что натяжение лука в основном (особенно средняя и заключительная фазы) выполняется мышцами спины.

Тренер и спортсмен постоянно должны следить, чтобы при касании кистью руки подбородка и тетивы ориентационных точек напряжение на мышцах спины не уменьшалось, а наоборот, постоянно возрастало.

На начальном этапе обучения для облегчения выполнения натяжения рекомендуется использовать резиновый амортизатор, с помощью которого гораздо легче выполнить и уточнить различные движения. Затем обучение выполняется с помощью лука без установки кликера. После того как основные движения освоены, на луке устанавливается кликер, и стрелки выполняют многократные натяжения лука со стрелой с щелчком кликера. Тренер должен постоянно обращать внимание спортсменов на то, что после щелчка кликера в тот момент, когда стрела вышла из-под него, ни в коем случае не должно быть остановки или движения правой руки вперед («сдачи»), а следовательно, усилие на мышцах руки, и особенно спины, должно постоянно возрастать. Это обеспечит плавное и постоянное движение руки (и стрелы) назад.

В связи с тем, что существуют два варианта техники выполнения этого важного элемента (с остановкой и без нее), желательно, чтобы тренер помог стрелку сразу же выбрать наиболее для него подходящий. Если натяжение лука выполняется с остановкой, то происходит «фик­сация» кисти руки под подбородком, тетива касается ориентационных точек (наиболее распространенные - кончик носа и середина подбородка). В этот момент происходит уточнение положения мушки в районе прицеливания, и далее выполняется заключительная фаза натяжения - «дотяг», во время которого стрела выходит из-под кликера. В том слу­чае, когда натяжение лука выполняется без остановки, движение руки с тетивой и стрелой немного замедляется примерно за 10 см до касания подбородка для того, чтобы уточнить положение мушки. Плавное и постоянное движение продолжается после касания кистью правой руки подбородка и тетивой - ориентационных точек. Затем стрела выходит из-под кликера, раздается щелчок и происходит выпуск.

В процессе замедленного движения правой руки происходит постоянное уточнение и удержание мушки в районе прицеливания. При этом варианте техники такие элементы выстрела, как фиксация и дотяг, не выполняются - натяжение лука происходит плавно, без остановок вплоть до выпуска.

При выполнении любого из этих вариантов тренер должен просле­дить за правильной работой мышц спины.

Для того чтобы стрелку легче было освоить это движение, тренер предлагает выполнить следующее упражнение: стрелки стоят на линии стрельбы без лука, руки опущены вдоль тела, по команде тренера они медленно с напряжением сводят лопатки к позвоночнику и удерживают напряжение 2-3 с, затем расслабляются. Затем принимают изготовку без лука, кисть правой руки располагают под подбородком и, напрягая мышцы спины, приводят к позвоночнику правую лопатку. Удерживают в напряжении 2-3 с, после этого расслабляются и опускают руку.

Это упражнение надо выполнять несколько раз. Тренер следит за тем, чтобы правая рука при приведении лопатки к позвоночнику двига­лась назад вместе с ней, составляя с лопаткой единое целое. Движение одной руки без движения лопатки является одной из самых распростра­ненных ошибок.

После выполнения этого упражнения то же самое движение надо вна­чале выполнить с резиновым амортизатором, а затем с луком (вначале без кликера и стрелы, затем с кликером и стрелой). Затем выполняется выстрел в целом по чистому щиту на короткой дистанции (3- 5 м ).

При обучении натяжению блочного лука тренер обращает внимание стрелков на то, что необходимо с самого начала обеспечить достаточ­ное давление левой руки в лук и не дать ей возможность сместиться назад.

Для этого после обучения положению и работе левой руки с резино­вым жгутом целесообразно продолжить его, вначале используя легкие, средние, а затем сильные классические луки (по силе натяжения).

Это даст возможность постепенно и контролируемо увеличивать уси­лие мышц, осуществляющих надежный упор в лук, и правильное положе­ние плеча в плечевом суставе. Это не значит, что надо обучать выстрелу из классического лука в целом. В данном случае использование класси­ческого лука предусматривается только в виде тренажерного устройства. После того как правильное положение и работа левой руки будут освое­ны, естественно, надо перейти к тренировкам с блочным луком.

При обучении выполнению выстрела из блочного лука также очень важно проконтролировать сохранение правильного положения левой руки во второй фазе натяжения, в момент, когда происходит резкое па­дение напряжения мышц левой руки и спины, обеспечивающих надеж­ный упор в лук.

Относительно работы мышц спины и правой руки надо обратить вни­мание на то, чтобы после резкого снижения напряжения оно осталось бы контролируемым, перешло в третьей фазе в основном на мышцы спины и постоянно, плавно и незначительно возрастало бы в процессе собствен­но прицеливания и обработки спуска.

Обучение прицеливанию

Для ознакомления с прицеливанием тренер использует плакаты, по­казывает и рассказывает о прицельных приспособлениях. После этого обучаемые работают над прицеливанием непосредственно с луком. По указанию тренера они поднимают лук на вытянутой вперед руке и, по­стоянно уточняя положение мушки, натягивают его, наводя лук на чис­тый щит или лист бумаги, не выполняя выпуск.

Необходимо в первую очередь отчетливо видеть мушку на фоне щита (листа бумаги).

Прицеливание выполняется одним или двумя глазами.

Затем тренер обращает внимание стрелков на положение тетивы от­носительно мушки и на то, что это положение (справа или слева от нее) должно быть постоянным.

Тренер должен объяснить, что видеть одновременно одинаково от­четливо тетиву, мушку и мишень невозможно в связи с особенностями строения глаза. Поэтому отчетливо стрелок должен видеть мушку, а тетиву и фон (мишень) лучник видит относительно расплывчато.

Прицеливание включает в себя наведение лука на мишень, уточне­ние положения мушки и ее удержание в районе прицеливания, а также уточнение положения тетивы относительно мушки.

Вначале выполнить все составляющие прицеливания слишком труд­но, т.к. у большинства из стрелков, как правило, сознание направлено в основном на ожидание момента наилучшей устойчивости лука. Поэто­му для освоения прицеливания лучники должны под руководством тре­нера многократно выполнять эти движения и учиться относительно неподвижно удерживать лук в течение нескольких секунд (8-10). Однако общее время удержания на тренировках может быть гораздо больше (20-30 с).

Для обучения удержанию лука (мушки) на фоне мишени могут быть использованы следующие упражнения:

  • удержание мушки на фоне чистого щита;
  • удержание мушки на фоне белого листа бумаги небольшого раз­мера;
  • удержание мушки в перекрестии, нарисованном на белом листе бумаги;
  • удержание мушки в круге разного диаметра и др.

Район прицеливания выбирается в зависимости от степени устойчи­вости оружия. Чем выше степень устойчивости, тем меньше район при­целивания.

Выполнение выпуска точно согласуется с прицеливанием, т.е. с по­ложением мушки в районе прицеливания, положением тетивы относи­тельно мушки и проекцией линии прицеливания на мишени.

Обучение выполнению выпуска (спуска)

Выпуск (способ освобождения тетивы из захвата) является заключи­тельным элементом техники выстрела из лука. Правильно выполнить его в начале обучения в сочетании с другими элементами чрезвычайно трудно. Поэтому после рассказа и показа выполнения выпуска тренер может использовать своеобразный тренажер: к какой-либо опоре на уро­ вень линии плеч прикрепляется резиновый амортизатор, стрелок прини­мает изготовку без лука, левую руку спускает вниз, а правой берется за резину и под руководством тренера имитирует натяжение, а затем вы­ пуск.

После того как обучаемые научатся в целом выполнять выпуск без участия левой руки, задание усложняется.

По команде тренера стрелки принимают изготовку, берут резино­вый жгут в левую руку, правой выполняют захват, натяжение и выпуск. Далее идет обучение выполнению выпуска с использованием стрелы и лука, на котором не устанавливается кликер, а затем с установкой на нем кликера.

Тренер обращает внимание спортсменов на то, что пальцы руки, выполняющей натяжение и выпуск тетивы, не должны чрезмерно пере­ напрягаться, кисть и предплечье должны быть по возможности расслаб­лены, т.к. их чрезмерное напряжение может вызвать напряжение мышц- антагонистов и затруднить выполнение выстрела в целом.

После щелчка кликера на фоне продолжающегося натяжения лука и сохранения надежного упора левой рукой должно произойти мгно­ венное, одновременное и полное расслабление пальцев. Тетива «сама» раскроет расслабленные пальцы и сойдет с них. От скорости, степени полноты расслабления и одновременности расслабления пальцев пра­ вой руки во время завершающей фазы натяжения лука зависит и угол схода тетивы с пальцев. Это важно в связи с тем, что может повлиять на положение лука в момент движения стрелы в его плоскости и на величину деформации стрелы, т.к. она жестко закреплена на тетиве, а это влияет на стабилизацию ее в полете и, в итоге, на кучность и мет­ кость стрельбы.

Поэтому в процессе обучения и совершенствования стрелки посто­янно следят за правильностью и согласованностью выполнения выпус­ка с другими элементами техники.

При обучении выпуску (спуску) тетивы с помощью использования релиза тренер вначале сам (или привлекая для этого опытного стрелка) показывает и рассказывает о наиболее рациональных вариантах вы­полнения технических действий. Затем дает команду спортсменам для самостоятельной работы и проверяет правильность их выполнения, по мере необходимости исправляя допускаемые ошибки.

Тренер обращает внимание стрелков на то, чтобы напряжение мышц пальцев, кисти и предплечья не было чрезмерным, чтобы движение паль­ца (большого или указательного), осуществляющего спуск (давление), было плавным и автономным, а выпуск тетивы совпадал с общей готовностью к выстрелу. Необходимо также обращать внимание на то, чтобы обработка спуска не отвлекала от выполнения других технических действий - особенно необходимо контролировать напряжение мышц спины и руки, осуществляющих удержание лука в натянутом положении (в процессе обработки спуска оно должно немного возрастать), работу левой руки (надежный упор в лук) и достижение наибольшей устойчивости тела.

Естественно, что при выполнении прицельного выстрела необходи­мо контролировать положение мушки в районе прицеливания.

Обучение управлению дыханием

На начальном этапе обучения навык управления дыханием необхо­димо формировать после освоения изготовки. В начале натяжения лука происходит затухание дыхания, заканчивающееся выдохом и задерж­кой. Заключительная фаза натяжения и выпуск выполняются, как правило, на полувыдохе. В это же время происходит окончательное уточне­ние и удержание мушки в районе прицеливания. После выстрела дыха­ние сразу же продолжается.

В зависимости от длительности задержки дыхания, состояния стрел­ ка, уровня развитого усилия и его подготовленности дыхание после выстрела может быть нормальным, несколько углубленным и глубоким. Нe следует затягивать задержку дыхания и тем самым вызывать затруднения и неприятные ощущения. Необходимо соотносить время задержки дыхания со временем выполнения выстрела (не более 6 с).

Следует отметить, что управление дыханием может способствовать успокоению и активизации, т.к. спокойствие характеризуется спокой­ным дыханием. Таким образом, использование определенной манеры дыхания с затуханием дыхательных движений к периоду устойчивого положения лука и как бы естественной непродолжительной задержкой его к моменту выстрела является наиболее рациональной схемой техни­ки дыхания стрелка.

Обучение управлению дыханием должно органически сочетаться с обучением технике изготовки, прицеливания, натяжения и выпуска. Оно должно совершенствоваться на всех этапах подготовки спортсмена.

На начальном этапе совершенствования основной задачей является закрепление освоенной техники выстрела из лука, максимальная адап­тация ее к индивидуальным особенностям спортсмена. В дальнейшем лучник должен стремиться к наиболее полной и успешной реализации своего технического потенциала в ответственных соревнованиях при воздействии на него различных факторов (неблагоприятные метеороло­гические условия, поломка или замена материальной части, острая кон­куренция, психическая напряженность и т.п.).

На этом этапе совершенствования необходимо выйти на такой уро­вень технического мастерства, чтобы он позволял обеспечивать эффек­тивную реализацию тактических требований, которые будут постоянно усложняться по мере того, как стрелок будет повышать свое спортивное мастерство и участвовать во все более ответственных и крупных сорев­нованиях.

Для совершенствования техники стрельбы из лука в зависимости от этапа и периода подготовки используется метод расчлененного или це­лостного упражнения. Ниже приведены некоторые упражнения, направ­ленные на совершенствование отдельных элементов техники выстрела.

Упражнения:

1. Стрелковая дистанция - 3- 5 м . Приняв изготовку, выполнить эле­ менты техники - натяжение лука и вытягивание стрелы из-под кликера, включив в работу левую руку: удерживающая лук, она подается вперед и тем самым осуществляет конечную фазу натяжения лука, кисть правой руки фиксирована под подбородком. Таким образом, отрабатывается надежный упор в лук (активное постоянное возрастающее сопротивле­ние увеличивающемуся давлению лука).

2. Приняв изготовку, выполнить натяжение лука правой рукой, вы­тягивая стрелу из-под кликера без выпуска ее после щелчка кликера. Обратить внимание на сохранение надежного упора в лук и равномер­ное и плавное натяжение с сохранением временных характеристик ре­ального выстрела. Для повышения эффекта от этого упражнения жела­тельно выполнять прицеливание по мишени. Выполнение этого упраж­нения помогает исправить ошибки, связанные с непроизвольной реакцией на щелчок кликера и сохранением устойчивости системы «стрелок-ору­жие-мишень».

3. Приняв изготовку, выполнить выстрел. Внимание обратить на правильный захват тетивы, оптимальное напряжение пальцев руки, осу­ществляющей выпуск, и одновременное, по возможности полное и мгно­венное их расслабление. Все технические элементы выполняются на фоне надежного упора в лук, равномерного натяжения лука и поддержания общей позы. При выполнении этого упражнения используется метод последовательного переключения внимания на отдельные элементы.

4. Приняв изготовку, выполнить длительное удержание мушки в районе прицеливания. При этом необходимо контролировать правильное положение всех частей тела, задействованных в выполнении упражнения.

5. Стрельба с отметкой прицела. Целью этого упражнения является обучение контролю положения мушки прицела. Стрелок должен видеть мушку в районе прицеливания непосредственно в момент выполнения выстрела и на основании субъективных ощущений прогнозировать результат попадания. Чем расхождение между самооценкой и реальным попаданием меньше, тем уровень технической подготовленности выше.

6. Стрельба с выносом мушки прицела из непосредственного района прицеливания. Умение спортсмена стрелять с выносом во многом определяет успех но время стрельбы с часто меняющим свое направление и силу ветром.

Метод целостного упражнения является одним из основных в процессе совершенствования техники. Он помогает формировать целостный двигательный навык, вначале при выполнении выстрела в облег­ченных условиях, а затем - в усложненных (на фоне развивающегося утомления, в процессе стрельбы в неблагоприятных метеорологических условиях и т.п.).

Заключительным этапом применения этого метода является совершенствование технического мастерства в условиях соревнований. Ниже приводятся некоторые упражнения, направленные на совершенствова­ние выполнения техники целостного выстрела из лука.

  • Стрельба по мишени на кучность.
  • Стрельба в заранее определенный район прицеливания по мишени.
  • Стрельба с установкой на максимальный результат с различных дистанций в отдельных сериях.
  • Стрельба с установкой на результат с уменьшением времени, отводимого на стрелковую серию с изменением темпа и ритма стрельбы.
  • Дуэльная стрельба.
  • Контрольная стрельба.
  • Стрельба в усложненных метеорологических условиях.
  • Стрельба с искусственно вводимыми помехами (замена отдельных элементов материальной части: лук, тетива, напальчник и т.п.; изменен ие освещенности; введение звуковых раздражителей и т.п.).
  • Стрельба на соревнованиях.

Этот метод способствует формированию у спортсменов целостного восприятия выстрела. Используется комплексная стрельба, которая ха­рактеризуется возрастанием степени психического напряжения. Для технического совершенствования необходимо применение комплексного метода психорегуляции, включающего в себя обучение релаксации, концентрации внимания на отдельных ощущениях, создание целостного мысленного образа выстрела из лука, моделирование соревнователь­ ной обстановки с программированием желаемого результата. Примене­ние данного метода позволяет сократить сроки обучения и повысить качество выполнения как отдельных элементов техники, так и всего выстрела в целом, вносить необходимые значительные изменения в тех­нику выполнения выстрела, если в том есть необходимость, а также значительно повысить помехоустойчивость стрелка, что позволяет ему в атмосфере ответственных соревнований более полно реализовать свой технический потенциал, наработанный в процессе подготовки.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибки которые могут возникать в процессе обучения и совершенствования в стрельбе из лука:

Положение и работа ног

  1. Нерациональное расположение стоп ног относительно плоскости выстрела.
  2. Непостоянное положение стоп ног относительно плоскости выст­рела.
  3. Недостаточное закрепление голеностопных, коленных и тазобед­ренных суставов.
  4. Чрезмерное перенапряжение мышц ног.

Положение и работа туловища

  1. Чрезмерный наклон вперед или назад относительно вертикальной оси позвоночного столба.
  2. Чрезмерное смещение общего центра массы тела (ОЦМТ) относи­тельно плоскости выстрела.
  3. Чрезмерное смещение ОЦМТ на одну из ног (особенно левую у правшей).
  4. Чрезмерное скручивание туловища.
  5. Перенапряжение мышц поясничного отдела.
  6. Недостаточно четкая и равномерная работа мышц спины, приво­дящих лопатку к позвоночнику, особенно в заключительной фазе выст­рела.
  7. Неадекватные реакции мышц спины, выполняющих натяжение лука, на щелчок кликера.
  8. Непостоянное положение туловища.

Работа мышц шеи и положение головы

  1. Недостаточный или чрезмерный наклон головы.
  2. Непостоянное положение головы.
  3. Недостаточный поворот головы в сторону мишени.
  4. Перенапряжение мышц шеи.
  5. Увеличение давления подбородком на кисть руки, выполняющей натяжение лука.
  6. Увеличение давления подбородком на тетивы в процессе натяже­ния лука (обычно в процессе «дотяга»).

Положение и работа руки, удерживающей лук

  1. Неоднообразный хват.
  2. Излишнее напряжение мышц кисти, выполняющей удержание лука.
  3. Недостаточное пронирование руки в локтевом суставе.
  4. Недостаточное закрепление руки в локтевом суставе.
  5. Нерациональное положение руки в плечевом суставе.
  6. Нефиксированное положение плеча в плечевом суставе.
  7. Нарушение фиксации плеча в плечевом суставе в процессе натя­жения лука.
  8. Нарушение фиксации в локтевом суставе в процессе натяжения лука.
  9. «Складывание» (неконтролируемое движение левой руки вправо в момент выполнения выстрела).
  10. Слишком раннее расслабление мышц руки, удерживающей лук в момент выполнения выпуска (спуска).
  11. Отклонение лука вправо или влево относительно плоскости выст­рела.

Работа и положение руки, выполняющей натяжение лука

  1. Неоднообразный захват тетивы.
  2. Нерациональный захват тетивы.
  3. Перенапряжение пальцев, выполняющих захват тетивы.
  4. Неадекватные реакции на щелчок кликера.
  5. Неполное расслабление пальцев в момент выполнения выпуска тетивы.
  6. Неравномерный (неодновременный) сход тетивы с пальцев в мо­мент выпуска.
  7. Излишнее напряжение мышц сгибателей руки.
  8. Неравномерная работа мышц, выполняющих натяжение лука в завершающей фазе выстрела.
  9. Непостоянное положение («прохождение») кисти через ориентировочные точки на лице (под подбородком, сбоку от подбородка).

Прицеливание

  1. Смещение мушки от района прицеливания в момент выпуска те­тивы.
  2. Чрезмерное стремление удержать мушку в точке прицеливания (неподвижно).
  3. «Ловля» точки прицеливания.
  4. Излишняя концентрация внимания на мишени.
  5. Непостоянное положение тетивы относительно мушки прицела.
  6. Отклонение лука вправо или влево относительно плоскости выст­рела.

Дыхание

  1. Преждевременная задержка дыхания.
  2. Задержка дыхания на вдохе в процессе натяжения лука.
  3. Перенапряжение дыхательных мышц.
  4. Резкий выдох и расслабление дыхательной мускулатуры в момент выпуска тетивы.
  5. Нерациональное сочетание дыхания с выполняемыми действиями

Автор: Шилин Юрий Николаевич - кандидат педагогических наук , доцент РГУФК

Все тренеры по стрельбе на одном сайте