Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Абсолютная чемпионка мира по стрельбе из лука

Рустамова З.

Рустамова Зебунисо Сангиновна родилась 29 января 1955 года в Душанбе (Таджикистан). 

Спортивные достижения:

Чемпионка мира в личном и командном зачете 1975 года, чемпионка мира в командном зачете 1985 и 1987 годов, бронзовый призер Олимпийских игр в Монреале 1976 года, многократная чемпионка и призер чемпионатов Европы в личном и в командном зачете с 1976 по 1987 годы, серебряный призер соревнований «Дружба» 1984 года, многократная чемпионка СССР в 1975–1987 годы, многократная рекордсменка мира, Европы, СССР, многократная чемпионка международных турниров. Награды:

Обладательница медали «За трудовую доблесть» и ордена «Знак почета», почетных грамот Верховного Совета Таджикской ССР, ЦК ВЛКСМ, ЛКСМ Таджикской ССР и других наград.

Интервью:  

Rustamova3.jpgБешеная популярность семидесятых и сегодня не дает покоя легендарной Зебунисо Рустамовой. Со времен триумфов прошел не один десяток лет, а ее до сих пор узнают на улицах города, в ресторанах, в общественном транспорте. В ресторанах преподносят шампанское, в транспорте говорят сердечное «спасибо». Попав с ней в один из столичных супермаркетов, я с интересом наблюдала, как одна пожилая женщина говорила своему внуку: «Смотри, смотри, это Зебоша Рустамова. Она чемпионка мира!» 

Сегодня З. Рустамова хоть и не ставит новые рекорды, но по-прежнему участвует в развитии таджикского спорта, выступает за здоровый образ жизни и борется за права женщин.

- Зебунисо Сангиновна, расскажите о том, как вы попали в большой спорт?

- Все случилось благодаря нашему школьному физруку Степанову. У него был профессиональный подход в физическом воспитании детей. Тогда, в советские времена, в школах по республике были различные секции. Вначале увлеклась легкой атлетикой, потом занималась плаванием. Очень любила футбол. Когда дядя и брат ездили играть в футбол на стадион, я просилась с ними и подавала мячи. Жаль, что женского футбола в те времена не было. А то бы я стала футболисткой. В 1969 году в Душанбе приехал тренер по стрельбе из лука. Мой брат порекомендовал мне поступить в эту секцию. Я записалась. И уже в 1971 году заняла 4 место на Спартакиаде Таджикистана.

- Откуда такая воля к победе?

- Раньше не было ни рвения, ни воли. Я то ходила на занятия по стрельбе из лука, то пропускала их. А ведь надо иметь терпение, не все сразу дается. Два момента в моей жизни стали ключевыми. В юности я была президентом Клуба интернациональной дружбы школы. наша школа заняла первое место в стране, и в 1969 году я поехала в Германию в международный лагерь. Как-то приходит наш куратор и говорит, что надо собрать команду по шахматам. Никто не мог играть. Тогда он сказал, что шахматы – это восточная игра, а я девушка с Востока, значит должна уметь. Я смогла, я даже стала серебряным призером лагеря по шахматам. Как раз там я и почувствовала вкус победы! И еще одним толчком к моему чемпионству стало то, что я в перерыве между занятиями стрельбой из лука встретила чемпионов республики, с которыми занималась раньше. Они гордо и весело шли по городу, неся завоеванные медали. Мне стало так обидно: ведь если бы не пропускала тренировки, то шла бы рядом с ними. Я вновь вернулась в спорт. Да так, что меня невозможно было остановить. Тренировки, тренировки и тренировки. Читала методические книги, с братом расписывали мой режим и планы, искали новые методики.

- Почему выбрали именно стрельбу из лука?

- Лук - одно из самых древних видов оружия в истории человечества. Этот вид спорта известен даже в Исламе. Посланник Аллаха сказал: «Воистину, сила заключается в умении стрелять!» «... назначать вознаграждение можно только за победу в скачках на верблюдах, соревнованиях по стрельбе из лука и в скачках на лошадях». Это единственный вид спорта, где таджикские спортсмены имеют высокие мировые результаты. Наша женская команда в 1983 году выиграла Кубок СССР. Это была сенсация! Сегодня наши таджички Гавхар Пулатова – чемпионка Европы, Лола Валиходжаева – чемпионка мира, Мархабо Шарипова работают тренерами за пределами Таджикистана. Мужчины – чемпион Спартакиады А. Панжин, чемпион мира В. Шикарев (выступал за Казахстан). Саша Кириллов тренирует сборную команду США.

А главное, стрелок не должен быть слишком юным, как, например, в гимнастике. Там не смотрят на возраст. Мне было уже шестнадцать, когда я решила серьезно заняться спортом.

- Кем мечтали стать в детстве?

- Как это ни странно, я мечтала стать журналистом. Писала статьи в газету «Пионери Тоджикистон». Я ведь даже поступила на филологический факультет, потому что в те времена на журналистику поступить было практически невозможно. И только в 1988 году, когда уже все свои спортивные титулы заработала, я поступила в Институт физкультуры. Так получилось, что главные свои медали я завоевала, будучи филологом!

- Вначале своей карьеры вы были трогательной девушкой с косичками, в платке, а потом вдруг кардинально сменили имидж. Как это произошло?

- Да, действительно, девочка с мелкими косичками, в платке, с луком в руках - это была я! На всех соревнованиях я очень отличалась. В стрельбе во время ветра волосы мешают. Платок мне помогал. Родители долго не разрешали делать стрижку.

Как-то раз, уехав на соревнования, я позвонила домой и сказала, что подстриглась, чтобы проверить реакцию родных. Они отнеслись нормально. И потом я пошла и подстриглась на самом деле. Теперь каюсь, до сих пор не могу отрастить волосы.

- Чем для вас было участие на ЧМ?

Rustamova1- Для меня это, прежде всего, гордость, что мы, дети Таджикистана, смогли участвовать и побеждать в соревнованиях наряду с известными спортсменами тех времен. Когда я стояла на пьедестале, играл гимн, и поднимался флаг СССР, меня переполняли эмоции. Я чувствовала гордость. Мне всегда хотелось, чтобы поднимался флаг Таджикистана. Теперь, когда мы стали самостоятельным государством, у нас есть возможность побеждать под своим флагом.

У меня была интересная история. Когда я принимала участие в соревнованиях, все думали, что меня купили либо у китайцев, либо у индусов. Никто не знал тогда Таджикистан. А когда я выиграла ЧМ, да еще и с мировым рекордом, Президент Международной Федерации Франческо Раскони подбежал ко мне с картой и попросил показать, где находится Таджикистан. Я долго искала, но там ни Таджикистана, ни Душанбе обозначено не было. Увидев Памирские горы, я радостно закричала: «Вот, я отсюда!» И на следующий день все газеты написали, что девушка из Памира стала чемпионкой мира.

- А когда было престижнее участвовать в ЧМ - тогда или сейчас?

- Пройти на ЧМ престижно во все времена. Тогда мы гонялись за титулами и медалями, чтобы сделать более известной свою страну. Был патриотизм. Нам давали квартиры, как и всем гражданам страны, в свой срок. К примеру, мне дали двухкомнатную квартиру, когда я вышла замуж. У нас были хорошие стипендии, льготы в виде подписки на всемирную литературу и покупку мебели вне очереди. Теперь в плане поощрений стало лучше. Например, по итогам 2009 года лучшему спортсмену в Согде губернатор области вручил ключи от квартиры. Это результат независимости! Пусть традиция сохранится, тогда молодежь станет заниматься спортом.

- Вы были председателем Спорткомитета. Почему вас сняли с должности?

- Я не знаю. И сняли ли... В моей трудовой книжке номера приказа президента страны нет. Наверное, в те тяжелые для Таджикистана времена, этот пост должен был занимать мужчина. Тогда со мной произошел такой случай. В конце рабочего дня, когда я уже собиралась домой, в мой кабинет вошел Ходжа-командир с оружием в руках. Он вошел и молча смотрел на меня. Его помощник нацелил на меня автомат. Что они хотели - до сих пор не знаю. Я ни на минуту не испугалась, собрала свои сумки и ушла. Слава Богу, он ничего мне не сделал. Думаю, потому что я женщина, да еще и чемпионка мира. Может быть, они тоже гордились нами.

Уже после этого случая собралась группа спортсменов, руководителей спортивных обществ различных министерств, в кабинете у курирующего зампредседателя кабинета министров, и стали забрасывать меня вопросами. Я каждому отвечала. До сих пор не понимаю, зачем надо было устраивать этот концерт? Я и сама бы ушла, потому что уже неоднократно писала заявление об уходе. Конечно, многие потом извинялись. К некоторым бумерангом вернулась их несправедливость. Так и хочется кричать: «Люди, не делайте ближним больно - все вернется к вам бумерангом».

- Что думаете о сегодняшнем таджикском спорте?

- Я скучаю по тем подготовкам, которые были во времена моих побед. Были спецклассы, центры олимпийской подготовки. Были бассейны и стадионы, хорошие тренажеры. А сегодня – мы независимое государство, а у нас не определены даже базы для подготовки специалистов. Но я оптимистка и уверена, что в ближайшие годы все изменится. Тем более что теперь президентом НОК стал президент страны. Председатель комитета молодежи, спорта и туризма господин Негматов очень старается сделать все, чтобы поднять таджикский спорт. Например, он сам поехал в Иран, чтобы вернуть на Родину первого таджикского участника Олимпийских игр, заслуженного тренера Ибрагима Хасанова. На Олимпиаде в Пекине несколько часов ждал за дверью, когда выйдет наш спортсмен Бокиев, и обнародуют результаты допинга. Виден сдвиг к лучшему и по результатам последней Олимпиады. Наш спортсмен Юсуф Абдусаломов стал серебряным призером Олимпийских игр по вольной борьбе, а Расул Бокиев завоевал «бронзу» по дзюдо. Здесь, конечно, есть заслуга и бывших президентов НОК. Призерами Олимпиады сразу не становятся, их надо годами готовить. В Худжанде появился очень хороший стадион, еще планируют построить первый бассейн и дворец спорта.

Потенциал у наших спортсменов есть. Но спорт без кадров, без менеджеров, без психологов и физиологов, без правильного питания и восстановления не даст нужных результатов. Как говорится, чтобы получить мировые результаты, надо создать мировые условия.

- А сами не хотите поработать тренером?

- Уже нет. Раньше работала тренером, но потом, во время событий, когда стрельбу из лука, впрочем, как и из все другие виды стрельбы, запретили в Таджикистане, я осталась без работы. А когда попыталась вернуться, уже не было необходимого инвентаря. Заказывала луки из России, искала тренажеры. И поняла одно – если я не могу обеспечить своих учеников всем необходимым, дать стране хорошие результаты, значит, не стоит заниматься тренерской работой. Желание есть, возможности нет. Яркий пример - наша федерация по стрельбе из лука до сих пор не может вернуть свое поле в Душанбе. Мы обращались даже к президенту. Теперь вся надежда на мэра столицы.

- Чем занимаетесь в настоящее время?

- Сейчас занимаюсь пропагандой здорового образа жизни среди молодежи и подростков. В основном, работаю по проектам общественного здравоохранения, занимаюсь благотворительностью. В Худжанде создала оздоровительный лучниковый центр, где есть два теннисных корта, площадка для игры в мини - футбол, баскетбол и работает секция по шахматам. Также учу подростков стрелять, ведь каждому из них хочется представить себя в роли Рустама, Робин Гуда и Гурдофарида. Вот бывший глава НСИФТ г-н Зардов тоже пострелял из лука и решил построить теннисный корт. Периодически организовываю спортивные мероприятия для уличных детей, провожу соревнования по теннису, легкой атлетике, футболу. В общем, ушла туда, где я сейчас нужнее.

- Почему великая таджикская спортсменка работает в НПО, а не в государственном учреждении?

- Этот вопрос не ко мне. Как один мой хороший друг сказал: «Тебя берегут». Вообще, не задумывалась...

Личное

- Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

- Я родилась в интеллигентной советской семье. У меня три сестры и один брат. Отец по специальности экономист, мама - химик-биолог. Мой папа возглавлял «Текстилькомбинат», во время его правления были построены вторая и третья очереди этого гиганта промышленности, строил обувной комбинат. Он был шутником и заводилой, любимцем всех, кто его знал. В нашей семье по выходным всегда было много гостей и пахло ароматным пловом, который он сам готовил.

Мама с шестого класса работала учителем, так как в те времена не хватало преподавателей, их роли выполняли ученики. Затем была директором школы, заведующей районо.

Rustamova2Пока родители делали карьеру, за нами смотрела бабушка – передовая женщина, хлопкороб, она даже ездила на встречу со Сталиным. Бабушка прошла старую школу и нас многому научила. Родители хотели, чтобы мы учились и выбивались в люди. У нас в семье все дети чем-нибудь занимались. Старшие сестры Зульфиниссо и Мехриниссо увлекались пением и танцами. А я и Нуриниссо занимались спортом. Нури ходила на плавание. Хотя она потом тоже стала лучницей. Старший брат учил нас уму-разуму. По профессии он физик - математик. Знал все. Всегда заставлял работать над собой. Твердил нам: «девушки должны быть независимыми». Вот мы такими и стали.

- У вас двое сыновей. Кто ваш муж?

- Да, у меня двое прекрасных взрослых сыновей – Диловар и Дильшод. О муже что-то хорошее сказать трудно. Мы были разными. Нас поженили спонтанно и развелись мы спонтанно. Тренер по стрельбе из лука Балов Арсен Шугаибович сказал всем своим ученицам: «Вот вам один год, чтобы выйти замуж и родить детей, потом будем только работать». Я пришла домой и передала эту «политинформацию» родителям. Свадьбу сыграли быстро. Моим мужем стал родственник по материнской линии. Девочки-напарницы точно так же вышли замуж, затем все родили и продолжили стрелять. Насколько я знаю, все они так же как и я развелись.

- Кто-нибудь из детей пошел по вашим стопам?

- К сожалению, нет. Дело в том, что, когда они росли, в Таджикистане был переломный период. Не работали спортивные секции, мастера спорта покидали Таджикистан. Диловар стал экономистом, юристом, а Дильшод в этом году заканчивает экономический факультет.

- Есть ли у вас знакомые, с которыми приятно пообщаться: с кем вы дружите, с кем встречаетесь?

- У меня очень много друзей. Я человек контактный. Большинство моих друзей не являются спортсменами. И с каждым из них связана своя определенная история знакомства. Например, с Ойнихол Бобоназаровой, точнее ее голосом, я познакомилась в 1977 году в Брюсселе на соревнованиях. Она находилась в рабочей командировке и, узнав, что я буду выступать, приехала поболеть. Я была уставшей, казалось, что вообще не смогу стрелять. Это был период постоянных соревнований. Но как только она закричала с трибуны на таджикском: «Зебо, мы с тобой!», ко мне, откуда ни возьмись, вернулись силы. И я показала первый в мире результат среди женщин и поставила мировой рекорд. Вот вам и сила слова. Мы долго после этого не встречались, но в 1998 году судьба нас свела. Она приехала искать меня в Худжанд. Благодаря чему я начала новую общественную жизнь, жизнь после большого спорта. Так с тех пор и общаемся. В числе моих друзей – Пулатов Пулат Атаевич, бывший директор НИИ Минтруда и соцзащиты населения, директор школы-гимназии, жаль, что такие специалисты уезжают, и никто их не останавливает. Для меня он очень дорогой человек, который дал моим детям самое главное в жизни – образование. Очень благодарна, и считаю своим другом министра сельского хозяйства Таджикистана Касыма Рахбаровича Касымова, который часто приглашал меня на крупные соревнования, где великие спортсмены прошлого встречались с молодыми и показывали свои результаты. Учили молодежь, к чему надо стремиться.

- Вы долгое время жили в Душанбе, почему решили перебраться в Худжанд?

- В 1992 году моя квартира в Душанбе сгорела и была ограблена. Я жила у сестры. Средств на восстановление не было и мне пришлось ее продать. На эти деньги я купила квартиру в Худжанде и с тех пор разрываюсь между Душанбе, где у меня дети и мама, и Худжандом, где живу я сама и работает моя организация. На мой юбилей мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллоев выделил участок земли, где планирую осуществить мечту всей своей жизни – построить собственный дом. Поставить щит на газоне и учить детей стрелять, как делают многие спортсмены.

- Какой самый счастливый день в вашей жизни?

- Это день, когда наш спортсмен, метатель молота Андрей Абдувалиев, стал призером Олимпийских игр в Барселоне в 1992 году. Это был первый год независимости Таджикистана, у нас были ограниченные возможности. Мы попросили российскую команду взять нас в самолет и без денег отправились покорять Барселону. К счастью, он выиграл! Я чувствовала себя абсолютно счастливой, когда Андрей поднялся на пьедестал, заиграл гимн Таджикистана, и стали поднимать наш таджикский флаг. У меня по коже побежали мурашки. Сто тысяч людей на стадионе стоя аплодировали нашему спортсмену. Этот день для меня стал более радостным, чем когда я сама завоевывала награды.

- Есть ли в вашей жизни поступок, о котором жалеете?

- Да. Жалею о том, что когда меня сняли с должности председателя Спорткомитета, я разочаровалась во всем и во всех и сидела дома. Тогда мне давали работу, но не по специальности. А я хотела быть только в спорте. Считаю, что человек должен работать там, где ему нравится, и позволяют знания. Долго переживала, не видела света в конце туннеля. Мне казалось, что жизнь прожита и ничего хорошего больше не будет. Как будто поезд сошел с рельсов. Много времени потеряла, прежде чем вновь обрела себя. Теперь знаю, что если натыкаешься на тупик, то где-то есть еще другая тропинка, которая, возможно, будет очень маленькой и тернистой, но сможет перерасти в большое шоссе. А главное – нельзя повернуть время назад...

- На кого бы вы хотели быть похожей?

- Не люблю сравнивать себя с кем-либо. Есть такие спортсмены, которые не могут простить успешным коллегам своих неудач, вместо того чтобы стремиться сделать что-то лучше. Во всех делах не надо завидовать и подражать, надо стараться сделать лучше, больше. В 1972 году призером Олимпиады стала Эмма Гапченко. Она была не только успешной, но и очень красивой и модной девушкой. Многие ей подражали. Так вот она всегда говорила: «Мой соперник – это мишень!» Надо соперничать не с людьми, а с самим собой.

05.04.2010

Автор: Елена Ахмедова