Цыремпилов Бальжинима Цыренжапович
Родился 09.04.1975 г. - выпускник Бурятского государственного университета. Заслуженный мастер спорта (стрельба из лука, 1998). Родился в с. Улекчин, Закаменский район, Республика Бурятия. Живет в Улан-Уде, Республика Бурятия. Рост 178 см. Вес 75 кг. Первый тренер – Ш. Хазагаев.
Спортивные результаты: |
Интервью перед Олимпиадов в Пекине
Последний раз отечественные лучники выигрывали олимпийские медали на Играх в Сеуле в 1988 году. Спустя двадцать лет прекрасный шанс продолжить традиции имеет бурятский стрелок Бальжинима Цыремпилов, выигравший недавно чемпионат Европы во Франции. Правда, готовиться к своим четвертым Олимпийским играм лидер российской сборной вынужден без привычной экипировки…
— Мы летели с этапа Кубка мира во Франции, приземлились в Домодедово, а луки нашей команды отправили в Прагу, — рассказал об инциденте Бальжинима. — Мы сделали запрос, чтобы их вернули. Для меня это очень большая потеря, ведь это оружие — счастливое для меня. Раньше я использовал американские луки, а в прошлом году для фарта решил перейти на южнокорейские. И это помогло. Выиграл серебро чемпионата мира и золото чемпионата Европы. Планировал ехать с этими луками в Пекин.
— Раньше оружие приходилось терять?
— Слава богу, нет. Но однажды своровали, прямо на соревнованиях. Это было на чемпионате мира 1995 года. Конкуренты постарались. Но сейчас, думаю, это не чьи-то происки, а невнимательность работников аэропорта. Надеюсь, что луки найдутся.
— Сколько «орудий труда» повезете на Олимпиаду?
— Как обычно, два. По правилам, если при стрельбе ломается лук, время не останавливается, поэтому необходимо иметь под рукой запасной лук. Плюс у каждого спортсмена свои стрелы.
— Цель на Олимпиаде у вас одна — стать чемпионом?
— Я четырежды выигрывал чемпионат Европы, был вторым на мировом первенстве. Надо ставить максимальные задачи, а иначе зачем ехать в Пекин? Но будет непросто. Есть группа из 20–25 человек, из которых каждый способен выиграть Олимпиаду. Главные из них — корейцы. Особенно они сильны в соревнованиях женщин. Кореянки стреляют на уровне мужчин, и у Наташи Эрдыниевой и ее подруг не много шансов на олимпийские медали.
— Вы не раз их побеждали...
— Я столько раз выигрывал у корейцев в спаррингах, что, когда выхожу в сектор для стрельбы, у них уже появляется мандраж.
— В прошлом году вы работали с южнокорейским тренером, после чего заняли второе место на чемпионате мира и выиграли этап Кубка мира… Не кажется вам странным, что корейцы помогают готовить прямых конкурентов перед Олимпиадой?
— Позиции корейцев в мировом луке настолько прочные, что им ничего не страшно. У них богатая федерация, стрельба из лука входит в программу корейских школ. Отсюда большая конкуренция за места в сборных всех возрастов и высокие результаты. Нам об этом приходится только мечтать.
— Были ли вы на олимпийском стрельбище в Пекине?
— В прошлом году я выступал там на предолимпийском турнире. Стрельбище удобное, главное — нет ветра, как, например, на греческих полигонах. Там на первый план выходит не мастерство, а везение.
— О вас пишут, что вы человек практически без нервов. Как удается сохранять концентрацию в секторе для стрельбы?
— Это наследственное (улыбается). Мой отец в своей деревне не раз выигрывал праздник сурхарбан (стрельба из национального лука по соломенным мишеням). И хоть он не стал известным спортсменом, но любовь к луку передал детям. Моя старшая сестра была чемпионкой мира в командном первенстве.
— В детстве вы серьезно занимались еще вольной борьбой...
— Два-три месяца тренировался, появились успехи. Потом тренер по стрельбе из лука обратно к себе забрал. Сказал, что стрелять лучше, чем бороться. Теперь, конечно, не жалею.
— У себя на родине вы очень популярны?
— Живу в Улан-Удэ, так от журналистов нет отбоя. Когда приезжаю в родную деревушку, всем хочется с чемпионом Европы посоревноваться.
— Часто проигрываете?
— Бывает (улыбается). Я сразу приезжаю — и в бой. А к национальным лукам, которые без оптического прицела, надо привыкнуть.
— Насколько сложно выступать одновременно в соревнованиях по классическому и блочному луку?
— Это два разных вида, поэтому я стараюсь не совмещать их, чтобы не испортить технику. В сборной России универсалов тоже нет, а вот в мире встречаются. Знаю лишь, что на блочном луке благодаря механике можно набрать больше очков.
— Какие мышцы больше всего задействованы при стрельбе?
— Самая большая нагрузка идет на спину в области лопаток и дельтовидные мышцы. С непривычки они сильно устают. Поэтому в тренажерном зале выполняем различные тяги, работаем со штангой.
— Есть ли какие-то приметы, когда выходите в сектор?
— Таких, как, например, завязывать вначале левый ботинок, потом правый, нет. Прежде всего стараюсь сконцентрироваться, «успокоить тетиву». А дальше… Я не суеверный, но в Бога верю. Как Всевышний даст, так и выступлю.