Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

История арбалетов и самострелов в древней Руси (часть 3-я)

Смотрите также предыдущие части статьи арбалеты и самострелы на Руси. 

crossbow-28

О применении арбалетов на охоте в древней Руси имеются отдельные материалы, свидетельствующие о том, что бояре заводили у себя на службе арбалетчиков, но подробности не сохранились. Также нет сведений о том, что в России проводились арбалетные соревнования или создавались арбалетные союзы. 

Вместе с тем следует отметить, что на Руси издавна были известны охотничьи самострелы и капканы, основанные на принципе механического лука. Широкое распространение промысловой охоты в Сибири среди русских и местных народов и тамошний суровый климат способствовали распространению всякого рода охотничьих ловушек. Начало их применения уходит в давние времена, но они продолжали бытовать вплоть до нашего столетия.

Русские натуралисты, охотники и звероловы второй половины XIX века оставили описания таких конструкций. Они существовали двух основных видов — большой настороженный лук, или самострел, и норный самопал, именуемый черканом.

Настороженный лук применялся против крупных животных — волка, дикой козы, лисицы — и устроен был следующим образом. На некотором расстоянии от звериной тропы, где-нибудь в скрытном месте вбивали в землю два небольших кола. На них устанавливалась деревянная ложа из крепкого дерева, гладко выструганная, длиною не менее метра. В ее передней части поперек укреплялась дуга лука, обычно из сухого лиственного дерева, длиною почти в 1,5 м и толщиной примерно 6—7 см. На нее натягивалась веревочная или ременная тетива. Оттягивалась она руками и зацеплялась за небольшую палочку с выемкой, именуемую сторожком. В свою очередь эта палочка веревочной петлей была соединена с ложей. На верхний конец сторожка набрасывалась другая петля, сделанная из крепкого волоса. Она притягивала сторожок к ложе, и таким образом тетива удерживалась в выемке сторожка. За волосяную петлю, именуемую грузиком, привязывалась тонкая веревка, которую протягивали поперек тропы и закрепляли за дерево или куст.

Когда зверь наталкивался на эту веревку, волосяная петля соскальзывала со сторожка, ничем не задерживаемая тетива срывалась с него и метала стрелу. Лук был достаточно тугой, и стрела из него могла пробить зверя насквозь. Она была длиной около метра и снабжена железным наконечником. Самострел устанавливался так, чтобы стрела била в определенное место.

crossbow-29Насторожить лук можно было по-разному, как говорили сибиряки, «чутко или нечутко». На небольшого зверя, например на лисицу, лук устанавливался довольно чутко, а на волка, наоборот, крепко. Сделать это можно было весьма простым способом. Если волосяную петлю зацепить за самый кончик сторожка и она легко с него соскочит, то лук будет настроен чутко. Если же она будет сдвинута дальше от конца сторожка, то нечутко.

Хорошо устроенный самострел мог простоять заряженным год, но обычно их на такой срок не ставили, поскольку было замечено, что луки бьют сильнее в холодное время, а весной слабее.

Обычно промысловые охотники устанавливали по 200—300 луков и для применения их требовалось много опыта и осторожности. Надо было иметь хоcrossbow-30рошую память и никогда не забывать мест, где поставлены самострелы. Обычно охотники выставляли их по одному направлению, в местах глухих и отдаленных от жилья и ездили проверять их постоянно одним следом — сзади настороженных луков. Осматривать их предпочитали верхом на лошади, тогда случайно спущенная стрела проходила под ее брюхом.

По обыкновению охотник брал с собой тетивы, дуги и большой запас стрел, но часто, чтобы не везти их обратно, оставлял в лесу на приметных местах. Очень многое зависело от умения охотника настораживать луки, ведь порой и простая пташка может задеть за сторожок и выпустить стрелу. Некоторые опытные звероловы могли настроить самострел так, что он попадал и в бегущего зверя.

crossbow-31Другой механизм, в котором использовался принцип арбалета, представлял собой норный самопал — черкан. В различных промысловых районах они несколько отличались в деталях, но принцип действия был у всех одинаковый. В черкане усилие лука направлено на Т-образный давящий стержень, который и зажимал зверька. Этот стержень двигался в деревянной рамке по направляющим пазам, а посередине ее укреплялась дуга лука. Натянутая тетива удерживалась несложным спусковым приспособлением. Она зацеплялась за деревянную палочку — челак, которая привязывалась длинным шнурком к другой палочке — сторожку, а последняя задерживалась насторожкой, закрепленной в пазах рамки.

Черкан этой конструкции работал следующим образом. Зверек пролезал в рамку и надавливал на насторожку, та опускалась вниз, освобождая сторожок, который в свою очередь дергал за челак, и тетива отпускалась. Лук срабатывал, толкал вниз давящий стержень и прижимал зверька в капкане.

Вышеописанные варианты охотничьего оружия являют собой видоизмененные арбалеты. В них применен принцип автоматического лука, который может быть оставлен взведенным на неопределенное время. Это оружие на протяжении сотен лет позволяло нашим предкам добывать разнообразного зверя.

Подытоживая известные нам сведения о применении арбалетов на Руси, можно сделать следующие выводы. Широкого распространения ручные арбалеты у нас не получили. Связано это было с рядом обстоятельств, в том числе и с такими, как главенствующая роль подвижной конницы, отсутствие наемников-профессионалов и, возможно, дороговизна самого оружия.

Основными районами их применения следует признать территорию западной части Руси, где приходилось противостоять противнику, вооруженному арбалетным оружием. С юга и востока такой опасности не было и особой необходимости в нем не существовало.

Особо следует отметить значительную роль крепостного арбалетного оружия. Оно существовало во многих городах и было представлено в виде крупных арбалетов, метавших большие стрелы и каменные ядра. В военном деле и ручные, и крепостные арбалеты вышли из употребления в конце XV века.

Охотничьи арбалеты, видимо, продолжали широко применяться, но об этом не сохранилось известий. Летописи не упоминают о них, описания царских выездов на охоту в XVII веке не содержат сведений об охотниках с арбалетами ни в числе царской свиты, ни среди боярской челяди. Однако широкое распространение самоловов в промысловых районах свидетельствует о возможном

использовании на охоте арбалетов простой конструкции. Все-таки перед луками у них имелись значительные преимущества, а огнестрельное оружие было недоступно бедным охотникам вплоть до конца XIX века.

Подтверждением этому была сделанная недавно одна находка на острове Вайгач. Она представляет из себя ложу арбалета длиной 83 см. Дуга размером 88 см выполнена из одного сорта дерева. Очень интересна форма приклада. Она точно повторяет приклады охотничьих ружей, какими те стали в начале XIX столетия, что позволяет датировать весь арбалет самым началом прошлого века. Видимо, арбалетное оружие в качестве охотничьего было распространено на Руси в значительно больших масштабах, чем мы себе представляем. История арбалетов в России до настоящего времени все еще остается не изученной.