Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

САМОСТРЕЛЫ НА РУСИ (часть 2-я)

Смотрите также 1-ю часть "Арбалеты на Руси"

Спустя 100 лет самострел занял прочное место в оборонительном вооружении. Наиболее показательным в этом плане является описание обороны Москвы 1382 года от войск хана Тохтамыша. При перечислении оружия летописец сообщает, что горожане применяли огнестрельное оружие, пороки и самострелы. Описан даже удачный случай применения арбалетного оружия: «Един горожан именем Адам москвитин бесуконник, иже бе над враты Фроловскими, приметив единого татарина нарочина и славна, напя самострел и испусти напрасну стрелу на него, ею же уязви его в сердце его гневливое и вскоре смерть ему нанесе».

На протяжении XV века самострелы сохраняли свое значение в качестве оборонительного оружия. Во многих миниатюрах Лицевого свода XVI века имеются реалистические изображения арбалетов, относящихся к более раннему периоду. На рисунках хорошо просматриваются дуги и арбалетные ложи, болты на них, а crossbow-19также толстые конопляные веревки, с помощью которых дуга крепилась к ложе. К сожалению, никаких подробностей об устройстве этих арбалетов в письменных источниках XV—XVI веков не указывается.

Арбалеты применялись и во второй половине XV века, поскольку известно, что в 1478 году Иван III предписывал идти на Новгород с «пушками, и с пищалями, и с самострелы...». В перечне оружейного «городового» наряда 1451 года самострелы упомянуты после пушек и пищалей, но перед щитами, луками и стрелами. Видимо, в данном случае речь все-таки идет о крепостном оружии, а не о ручных арбалетах. В миниатюрах Лицевого свода XVI века наряду с пушками часто изображаются арбалеты крупных размеров с дугой не менее полутора метров и со станком, на котором находится либо крупный арбалетный болт, либо ядро. Последнее по всей вероятности представляло собой хорошо обтесанный каменный шар. Применение камнеметных арбалетов фиксируется довольно рано. В летописях 1118 и 1219 годов встречаются упоминания о них. Миниатюры Лицевого свода XVI века, восходящие к более раннему периоду, неоднократно рисуют нам крепостные арбалеты, на ложе которых уложены каменные ядра. Это оружие предположительно имело 2—3 м в длину и 1,5—2 м в ширину.

Хорошо просматриваемые детали сделали возможным провести натурную реконструкцию этого оружия, которая была проведена во второй половине 1950-х годов в Военно-историческом музее артиллерии в Ленинграде. Особенностью устройства этих камнеметов было наличие станка с желобом, а также движущегося по полозьям внутри него ползуна с тетивой. Он оттягивался воротом и при движении назад постепенно опускался по полозьям вниз до тех пор, пока тетива не соскальзывала с него и не метала камень. Таким образом, выстрел происходил как бы автоматически при натягивании тетивы.

crossbow-21Камнеметные самострелы бросали обычно ядра весом в 5—10 кг, но были и ядра большего веса. Дистанция стрельбы составляла 60—100 м. Их особенностью была возможность пологого выстрела, в то время как метательные машины пращевого типа (пороки) метали ядра по навесной траектории. Кроме того, самострелы были более легким оружием и могли применяться не только при защите крепостей, но и во время их осады. Доставить такое оружие под стены осажденной крепости было значительно проще. crossbow-24

По всей вероятности, на Руси арбалеты вышли из употребления как боевое оружие ранее, чем в Западной Европе. Последний раз упоминание о них отмечено документом 1486 года. Скудость письменных источников о применении арбалетов на Руси восполняется многочисленными археологическими находками наконечников арбалетных болтов. Найдены они были в основном на территории западной, юго-западной и северозападной Руси. По подсчетам А.Н. Кирпичникова, общее количество наконечников арбалетных стрел, найденных при раскопках городов первой половины XIII века, составляет примерно 2 процента от общего числа всех найденных там наконечников.

Арбалетные болты представлены двумя основными типами: с черенковыми и втульчатыми наконечниками. Первые выкованы с черенком, который втыкался в древко, вторые — со втулкой. Примерно с начала XIV века втульчатые наконечники вытесняют черенковые, поскольку прочнее соединялись с древком и реже ломались. Вес большинства наконечников от 17 до 50 г, причем более поздние весят в основном 30—50 г. Учитывая древко, можно считать, что общий вес болтов находился в соответствии с весом европейских. crossbow-23

Археологические материалы, обработанные А. Медведевым, позволили выявить несколько основных типов черенковых и втульчатых наконечников. Наиболее ранние — черенковые — имели остротреугольную форму с квадратным сечением. В XIII—XIV веках они, сохраняя общую треугольную форму, становятся менее вытянутыми, а в отдельных случаях ромбическими.

Втульчатые наконечники были более разнообразными. Ранние, также остротреугольные, были найдены в Новгороде, Поднепровье и Изяславле. Они, судя по новгородским раскопкам, продолжали бытовать вплоть до первой половины XV века.

Более поздними считаются втульчатые наконечники ромбической формы. Они использовались повсеместно с небольшими вариациями. Аналогичные хорошо известны и по европейским материалам.

Другим распространенным типом является лавролистная форма наконечника, представленная двумя разновидностями, с плоским и ромбическим сечением. Они обнаружены при раскопках Новгорода, Пскова, Гродно, Смоленска, Изборска, Изяславля, Киева.

Форма наконечников могла зависеть от местных ремесленных традиций и сохраняться на протяжении многих десятков лет, хотя общая тенденция вполне очевидна: остротреугольная форма постепенно переходит в ромбическую, поскольку последняя лучше приспособлена для пробивания защитного пластинчатого вооружения. Наконечник остротреугольной формы хорошо работает против кольчуги, которая в XIV веке начинает заменяться на Руси досчатым доспехом из пластин — куяком, бахтерцем, юшманом. crossbow-25

crossbow-27Уйдя из военного быта, арбалет продолжал оставаться как охотничье оружие. Мы не можем с достаточной точностью сказать, когда в России появились охотничьи арбалеты со стальными дугами. Известно лишь, что при Иване Грозном иностранные послы, приезжавшие в Москву, привозили с собой арбалеты, которые могли послужить образцами для русских оружейников.

Сохранилась, например, опись имущества Бориса Годунова, в которой записан «самострел стальной, полоса и соха писаны красками». Полосой в то время называли дугу арбалета, а сохой — ложу. В имуществе московской Оружейной палаты согласно описи 1687 года находились самострелы «на московское и псковское дело», из чего следует, что их изготавливали в Москве и Пскове.

Из характеристики этого оружия в описи можно выявить некоторые подробности их устройства. Ложи у охотничьих самострелов делались из кленового или яблоневого дерева, отделывались они лосиной и буйволовой костью, а также перламутром. Инкрустация могла быть медной позолоченной. В той же описи упоминаются и принадлежности к арбалетам — коловороты и самострельные болты.